Специально для Incognit_A
Опознав этот пересказ , я поняла, почему он вполне добросовестный в основных деталях. Теперь мне стыдно, что я его обругала в пылу страстей: потому что авторы залуживают только уважения. Тем паче, что Эрман в дальнейшем сделал прекрасный перевод Бхишмапарвы, стиль которого мне очень и очень нравится.
Тем не менее, пересказ - он и за авторством людей, не склонных к религиозным спекуляциям и откровенной чущи, остается пересказом. То есть материалом, рассчитанным на поверхностное знакомство с источником широкой аудитории.
Так что давайте просто добродушно сравним его с "советским" изданием эпоса как с самым доступным нам изданием, которе почему-то было негласно признано "каноном".
1. Дурьодхана и пруды
2. Дурьодхана едет домой
3. Дурьодхана говорит с отцом
4. Гонец
Выводы
Детская постановка игры в кости и смерти Дурьодханы
читать дальше
https://youtu.be/uEnXOu6sSlc?si=lNBMlLn0hCNpOe3i
Реп про Карну
Я ничего не поняла и не люблю такую музыку, но почему бы и нет?
https://youtu.be/eUjTpGeJWN0?si=3IVAhnfGpF9zEZFt
Еще один дорого-богатый фильм, у которого пока что есть только трейлер, с первых кадров которого понятно, что это будет исключительная фигня
Вот, собственно, и он.
Sri Krishnarjuna Yuddham
Черно-белый фильм про похождения Кришны и Арджуны, в котором НТР играет Кришну.
https://youtu.be/Y8d8EjyrI4Y?si=eOH6wuaKPcsk61em

Внимание! В посте пристуствует довольно высокий уровень симпатий к главному злодею эпоса!
Нечто о детстве героев
Шумел дождь, клубились серые тучи, и сломанное окно грохотало с какой-то исступленностью. У кровати назойливой мухой крутился нервный кот, не желающий ложиться спать. А я погрузилась в такое состояние, когда сознание еще не совсем потеряно, но уже и не распознает реальность: и образы становятся особенно яркими. Когда-то давно, уже и не вспомню, когда, я очень часто впадала вечерами в забытье и переживала выдуманный сюжет на мотив эпоса. Потом мой интерес к нему совсем угас, и я вспоминала об этом только с раздражением: но вдруг все воскресло вновь, с новой силой. Не то, чтобы тут была какая-то моя воля. Просто образы спонтанно понеслись в голове, и уже невозможно было оторваться: да и этого в высшей степени не хотелось.
И вот встает в этой шумной, холодной ночи идиллический, несуразный образ полянки. Над свежей травой возвышается огромное и страшное, как тысячи рук, дерево - бенгальский фикус. А рядом - искусственное озерцо с прозрачной водой. Чуть поодаль стоят белые шатры, в которых царевичи прячутся в полуденное время. Сейчас же солнце только встало, и кауравчики предаются разным забавам, сбиваясь в кучки. Юдхишхира стоит у дерева, скрестив руки и целомудренно скрывая за отцовской улыбкой величайшее презрение к этой пустой беготне, Арджуна залез под самую крону дерева и с интересом следит за поляной, болтая ногами. Бхима мутузит мальчика-слугу, пролившего охладительные напитки. Тому остается только жалобно принимать удары и поскуливать. Вокруг него столпилась кучка болельщиков: они кричат всякое несуразное и машут руками. Чуть поодаль на траве, уперевшись руками в колени, сидит Карна. Он злобствует и ругается, показательно поддерживая слугу, только чтобы разозлить Бхиму. Если тот бросится на него с кулаками, то Карна будет в высшей степени счастлив: потому что маленькому семилетнему мальчику останется только разбивать ручки в кровь об панцирь под заливистый смех наглого суты. Тот, впрочем, пресытившись подобным опытом, стал смотреть на Карну с исключительным господским пренебрежением: и даже ни разу не повернулся в его сторону в этот день.
Наконец-то слуге выпадает удачная секунда, и он бросается прочь, прихрамывая. Бхима довольно смотрит ему в след: его внимание уплывает в другом направлении. Карна, вспомнив что-то, вдруг подскакивает и убегает за слугой с видом человека, совершенно растерянного, и полянка продолжает кружиться, предаваясь всяческим незатейливым играм.
Дурьодхана в последние дни почти и вовсе перестал играть. Он много спит, а просыпаясь, старательно обходит открытые пространства стороной и, найдя укромное место у озера, часами смотрит на воду. Иногда он впадает в детский запал и бежит к остальным, но тогда ему становится нестерпимо тошно и противно. Он находит удобный момент и, улизнув от шумной толпы, бредет куда глаза глядят. И всматриваясь в свое отражение, он видит лицо с большими черными кругами вокруг впалых глаз. Впрочем, некоторые люди во дворце еще вспоминают его маленьким, улыбчивым и гордым до умильной тщеславности мальчиком. А сейчас он как раз в игривом настроении, и выйдя из шатра, весело топает к дереву. Бхима рад встретить его первый раз за несколько дней. Он бежит к брату, задорно припрыгивая, и бросается на него. Между ними начинается шуточная потасовка: они как коты машут руками, смеясь и перекрикиваясь, но вдруг Бхима валит Дурьодхану на землю и бьет по лицу. Дурьодхана быстро выходит из себя, и, начавши старательно брыкаться, изо всех сил пытается подняться. Это только распаляет Бхиму, и он принимается колотить брата все сильнее и сильнее, пока не разбивает ему в кровь губы. Дурьодхана уже не смеется и не рычит, а скорее плачет, а Бхима, увидев его кровь на кулаке, впадает в исступлённый восторг и, подскочив, хватает Дурьодхану за ногу, чтобы утащить его к озеру. И этот маленький мальчик, потерявши самообладание, хватает руками землю-мать вместе с травой, но она не способна его защитить, как и его собственная мать: будь он хоть трижды царем всего пятиречья. Юдхишхира, уставший от своего невыносимого брата, цивильно уходит за дерево, а Арджуна пытается что-то кричать: но он слишком высоко, и никто его не слышит, так что ему остается только погрузиться в себя. Кауравчики разбегаются во все стороны, боясь попасть под горячую руку, и полянка пустеет. Дойдя до озера, Бхима останавливается, а Дурьодхана уже не пытается встать и только тяжело дышит. И тут Бхима замечает, какой он стал грязный. У него появляется благая идея брата помыть. Но коты не любят купаться, и Кот вдруг вздрагивает всем телом при контакте с водой. Он судорожно хватается за Бхиму, пытаясь удержаться, но тот все равно утаскивает его с головой под воду, и царевич сразу начинает захлебываться, выпуская пузыри воздуха. Разносившиеся по полянке вопли сменяются на бульканье и плеск, а потом и вовсе утихают. Бхима подымает брата над водой: на миг пред ним предстает бледное лицо утопленника с повисшими уголками рта и глубокими мутными глазами. С длинных волос капает вода. Он было кашляет, но Бхима снова весело тащит его под воду. Звуков уже не слышно. Вдруг на полянку выбегает злобный Карна, машущий кулаком и самыми непотребными словами (очень высокопарно, при этом) грозящийся сделать что-нибудь плохое, если негодяй не отпустит будущего махараджу куру. Бхима злостно смотрит на него, но осознавши, что ябедный сута побежит за старшими и ему обязательно премного достанется, вытаскивает Дурьодхану на берег и уходит прочь. Карна смотрит ему в след, осознавая мучительную невозможность ударить его, и горестно разжимает кулак.
Первое, что видит Дурьодхана - большие, широкие глаза, нависающие над ним. Он несколько приходит в себя и садится, обхватив ноги руками. Ему, может быть, хочется бросить вызов и величественно победить зловредного врага, как это подобает кшатриям, но он уже устал, отчаялся и понимает, что почему-то это невозможно. Но он все-таки будущий царь и должен обязательно сделаться повелителем мира, как его деды и великие предки. Но как же это может произойти? Он все же знает, что царями не становятся, а рождаются. И этот красивый юноша, сидящий рядом с ним, мог бы быть каким-нибудь великим свараджей, но почему-то он только сута. Дурьодхане не очень это понятно, но зато однозначно понятно, что с Бхимой приличным свараджей он сам стать никак не сможет, а раз уж Бхима такой бессмертный ракшас, то надо последовать примеру Господа Вишну
Вот, собственно, сам первоисточник, точнее самый основной из них , кому интересно.
Нечто еще об этом
Я благодарна автору первых постов этого форума за то, что он привел некоторые сведения о том, как могли обстоять дела с ппрестолонаследием(там он, насколько я помню, предполагает, что и Д и Ю должны были получить какие-то земли). Я не могу на этом настаивать, но этот взгляд кажется мне интересным, так что я почему-то в этой художественной выдумке придерживалась именно его, хотя и не имею ничего против других. Впрочем, в эпосе, мне кажется, есть некоторые противоречия этому: "Владыка людей Дхритараштра, хотя и обладает глазом знания, но вследствие своей слепоты еще прежде не получил царства. Как же он (теперь) может быть царем? Также и Бхишма, сын Шантану, верный данному слову и непреклонный в обете, который еще раньше отказался от царства, никогда не примет его. Мы сегодня помажем на царство, по установленным правилам, старшего пандаву, юного, но с нравом взрослого, справедливого и чуткого к несчастным...." О Д тут ровным счетом ничего не сказано, будто его и вовсе быть не должно: хотя сторонники Юдхишхиры же говорят. В принципе, можно предположить, что они тут вовсе отметают права Дхритараштры. Д говорит в последующем нечто, что можно было бы истолковать подобным образом: "Панду некогда получил царство от отца благодаря своим личным достоинствам. Ты же из-за отсутствия достоинств не получил царства, хотя оно и досталось (тебе). Если этот пандава получит (царство) как наследство от Панду..." Далее он говорит еще таке, что можно интерпретировать и так, что его отец до сих пор не полноценный царь, и так, что он не стал им перед Панду(мне кажется, что вторе более убедительно): "Если бы ты, о царь, прежде стоял в царстве, то мы несомненно получили бы царство, даже против воли народа." Потом еще Бхишма добавляет на совете нечто, дополняющее это: "О Дурьйодхана, подобно тому, как ты, сын, смотришь на это царство как на наследие отцов, точно так же смотрят (на него) и пандавы. Если славные пандавы не получат царства, то как же оно может принадлежать тебе или кому-нибудь из потомков Бхараты? Если ты (считаешь), что получил царство по закону, то по закону они также унаследовали царство еще раньше, – таково мое мнение. Пусть же будет отдана им полюбовно() половина царства, ибо это, о тигр среди мужей, (будет) благом и для всех людей."
Вообщем, если сюда еще заходят люди, которым эта тема интересна, и если есть что-то достаточно серьезное по теме, что можно было бы почтитать на русском или английском языках, то было бы замечательно:shy:
Нечто о Юдхишхире в свете этого
Вы могли бы подумать, что мне нравится эта версия в первую очередь из-за Д, на которого я, как это можно заметить, любовно посматриваю, но на самом деле она мне нравится из-за Юдхишхиры) Просто я совсем не понимаю, почему Видура советовал ему не обращать на Д внимания: это же верный способ погубить младого раджаришу. Разве Видура так жесток? Но если смотреть на ситуацию с вышеизложенной точки зрения, то это обретает некоторый смысл. В таком случае Ю не представляет для Д такой опасности, из-за которой можно было бы его убивать. Видура мог бы и полагать, что у того будет возможность и вовсе отказаться от наследства в случае, если Д начнет чрезмерно зверствовать. Он мог надеяться на то, что Д "перебесится" и, осознав относительную безвредность предельно миролюбивого и "глупого" Ю, оставит его в покое. Тогда Видура, может быть, просто не желал разжигать этот конфликт, оставив Д наедине с его грехами и его бедой. Но ситуация вдруг начала разворачиваться так, что Ю стал настоящим яблоком раздора: а потом благополучно вжился в дхарму царя, и вдруг выяснилось, что с точки зрения внешней политики он кто угодно, но точно не чуждый амбициям, скромный царственный мудрец
Нечто о Карне
Начну я, пожалуй, с того, что Мбх на ночь любовно бросил мне в глаза момент, до этого милостиво щадивший мое внимание. «Увы, вот и сама рыдающая, тяжко страдающая мать Сушены при виде Карны, не сломленного духом, мощнодланного, (по-прежнему) украшенного золотою гривной — лишившись чувств, упала. Немногое уцелело после плотоядных (хищников), со всех сторон обгрызших тело, о великий духом!»
А вот я еще подумала: что было бы, если бы вселюдно раскрылись интриги Д? Самого Д и Шакуни осудить было бы достаточно сложно, да и ни у кого не возникло бы такого желания. А вот Карна? Он сын суты, его любит, пожалуй, только сам Дурьодхана. Он стал бы отличным человечком, на которого можно спустить всех собак: что означает пытать и казнить на радость народу. Рисковал ли, интересно, он, или же был полностью уверен в себе? Не знаю, но мне, в любом случае, хочется думать, что он и тогда готов был пожертвовать жизнью ради Д.
Великий Демон Дурьодхана
О Боги, что утопили меня в праздности, о слабый дух! По пути в больницу я искала что-нибудь такое... Ищущий найдет, и посему предоставляю вам на суд одно замечательное видео. Не знаю, чем оно меня так покорило. Люблю я кришнаитов, наверное.
Один из таких главных героев Махабхараты - этот самый... Дурьодхана. Который тоже еще будучи ребенком... Еще будучи ребенком он имел совершенно не детские амбиции. Вот. И уже тогда он был готов на все. И вот этот вот демонизм, асура бхава - это особое такое настроение, в котором может пребывать человек. Оно очень опасно. И Кришна в этой... 16 главе говорит, что божественные качества - это то, что освобождает человека. Демонические качества... они наоборот сковывают. Сковывают обозначает "ограничивают свободу". И в конце концов это живое существо деградирует полностью вниз. Допустим, тот же самый Дурьодхана со своим этим... любимым дядей Шакуни. Что они творили?! Какие вещи они делали? То есть почему они так не взлюбили таких замечательных личностей, как пандавы?! Да, то есть это вообще... Пришли жители Высших Миров , так сказать. Династия Яду это полубоги вообще были.
И он увидел в братьях пандавах не братьев, а угрозу своей власти, угрозу своим наслаждениям. И с детских лет у них была жуткая вражда, когда он там хотел и Бхиму отравить. Фактически отавил его. Вот. То есть, чудом Бхима спасся. И потом позже, когда они отправили их в эту Варнаврату там, подожгли этот дворец и прочее. И как он радовался! Как он радовался смерти. Что вот они исчезли, все! Он, он просто ликовал.
То есть какая-то вот особенность демонического сознания. Он ликует, когда другие страдают. А все благочестивые люди: Видура, Бхишма - они были в трауре от того, что, таки, надежда престола... Бхишма вообще хотел в Гангу утопиться, потому что: "Весь смысл моей жизни вообще, он пошел крахом! Потому что я оставался столько лет только для того, чтобы в конце концов эта династия оказалась в надежных руках благочестивых людей. И вот тут такой печальный конец." Тока Видура его остановил: говорит что: "не волнуйся, так сказать, пандавы должны быть живы по определенным признакам". И когда они всплыли опять (на фоне то ли смешок, то ли движение стула), так сказать, на этой сваямваре Драупади. Когда стало ясно, что обычные брахмаы так из лука стрелять не могут. Вот. Стало ясно, так сказать, что это кто-то очень необычный. Какая тревога была на лице этого Дурьодханы и Шакуни... То есть вот это вот умонастроение демона. То есть, вот это вот и есть вот этот вот принцип (цитата на санскрите) - что целью жизни являются чувственные наслаждения. Все. И все остальное мы жертвуем. Мы принисем в жертву что хотите. То есть любые самые ужасные, самые кошмарные вещи мы можем совершить только для того, чтобы наслаждать свои чувства... Значит, еще было не известно, пандавы, где они там, живы-неживы, и Дурьодхана пришел к... этому самому... Бхишме... значит, с такой речью, что, значит: "Я слышал, в шастрах говорится, что если в каком-то царстве нет наследного принца, то это лишает царство милости Богов." Он говорит: "Почему же вы, так сказать, дедушка, не хотитепровозгласить меня? Пандавов же нет, все. Они сгорели. То есть, зачем вы лишаете наше царство милости Богов?" На что ему Бхишма ответил. Он говорит: "А с чего ты взял, что наше царство лишено милости Богов?" Он говорит: "У нас что, какие-то эпидемии? Или там какой-то падеж скота? Или там какая-то непогода, или что-то еще? С чего ты взял, что у нас, так сказать, какие-то..." То есть, вот по этим признакам можно заключить, что, так сказать, какая-то страна лишилась милости Богов. Да? Что вот по каким-то природным катаклизмам, потому что там беспричинно умирают люди или что-то еще. По этом можно понять, что это место... полубоги, что называется, плюнули на него. И теперь, иеперь жуткие вещи там происходят. Вот... Он говорит: "С чего ты взял? У нас все хорошо. Разве у нас какие-то аномалии в царстве?" То есть, этим намеком Бхишма показал ему: "С чего ты взял, что у нас нет наследного принца?" То есть, в сознании Дурьодханы его уже нет, потому что он уже там убил Юдхишхиру внутри себя. Да, он сделал все, что для этого... Бхишма ему говорит: "А я не вижу никаких (неразборчиво). С чего ты взял, что у нас нет наследного принца. Смотри, у нас в царстве все хорошо. Значит, что он есть." А Дурьодхана-то не допускает, что его противник жив. Он думает: "Есть. Ну значит, раз я есть, то чеж меня не короновать?" Вот такое мышление демона. То есть, ему Бхишма говорит: "У нас есть наследный принц. Имей ввиду, что это не ты, Дурьодхана " То есть, он с таким пониманием... а тот говорит: "Ну раз я, Я есть!" Думает, что он про него говорит... Вот оно, мышление демона: что он никак не может понять, что где-то в другом месте есть кто-то еще, кто может, так сказать, наслаждаться. Как это?! То есть он все сразу к себе. Он говорит: "Ну вы, дедушка, так добры, если я есть и, так сказать, все благословения полубогов, то надож все это дело формально закрепить...
". Бхишма говорит: "Давай, валяй." Он говорит: "У нас есть реальный принц, просто он через некоторое время вернется." "Теперь" - говорит: "можно кого угодно в молоке купать". " Что толку?"- говорит. Ха. "У нас есть другой. Когда он придет, то это все будет фактически аннулировано. Хочешь опозориться, Дурьодхана, в очередной раз? Ну пожалуйста. Получишь свое. Хе." То есть, Кришна так устраивает, что каждый получает свое. И поэтому когда на сваямваре Драупади до него дошло, что пандавы перед ним, то есть, они живы. Какое у него было лицо! (воодушевленно, с нотками смеха) потрясающее. Он понял, что все-все-все зря. Все, так сказать, их планы были зря, и что теперь ему в очередной раз прийдется, так сказать, оправдываться. В детстве его, так сказать, чуть не засудили за то, что он отравил Бхиму. Сейчас он, так сказать, понимает, что наказание будет куда-куда сильнее: потому что это уже не детские, так сказать, шутки. Он уже взрослый человек... Тем не менее, вот так сознание демоническое функционирует, что человек никак не может включиться(?)... То есть, вот этот дух чувственного наслаждения - он погружает ум вот в эти вот иллюзии (на санскрите)... там. Находится в сети иллюзий, поглощенный всеми этими желаниями многочисленными. Потому до конца жизни их беспокойства неисчислимы. И так постепенно онискатываются все ниже и ниже, приобретая все более сильную тягу к чувственным наслождениям, и в конце концов попадают в Ад. Вот это вот итог демонического мышления
Насколько я могу судить, вылавливая отдельные убогие фрагменты из памяти, это что-то из сериалов или около того. Мотив суда, я точно помню, был в 2013. Об этом свидетельствует упоминание лица, которого у известного легендарного арийского царя, естественно, нет и быть не может. Любимые, родимые "каждый получает свое " и "(те, кто мне не нравится), попадают в Ад" - все на месте, все рядком. Также имеет место быть дурной Бхишма, который позволяет Д получить власть и отправить, в результате, Ю осваивать новые территории для народа куру, подобно тому, как царь заселяет на новые земли шудрами, и, к тому же, еще
большой поклонник Достоевскаго.
Однако же, мизансцена

На рассвете (того же дня) Карна-Вайкартана, почтительно сложив ладони, с улыбкой обратил к царю Дурьодхане свою мудрую речь: «Не может мертвый покорить врага, лишь живому выпадает удача. Как может мертвый достичь успеха, о потомок Куру, как может он добиться победы? Не время теперь для того, чтобы печалиться, (терзать себя) страхами или (ждать) своей смерти!» Обняв (царя) своими мощными руками, (Карна) продолжал: «Вставай, о царь! Чего еще ждать? Отчего ты печален, о сокрушитель недругов? Почему ты хочешь умереть, когда ты уже подавил врага своей мощью? Или страх обуял тебя при виде могущества Арджуны? Даю тебе верное слово: я уничтожу в бою Арджуну. Поистине, когда пройдет тринадцать лет, я, взявшись за оружие, заставлю Партхов покориться тебе, о владыка людей!» (Араньякапарва, Сказание о походе в становище пастухов.)
Это, кажется, один из очень немногих моментов, когда К обнимает Д, а не наоборот. Ну, пускай это хотя бы будет раздражать умы серьезных митронелюбителей, если тут хоть такие есть. Почему бы и нет?)
Я всматриваюсь в одухотворенное лицо стриженого Дурьодханы и думаю, как же глубоко автор понимал эти горечь и стыд... глубже на этой работе может быть только образ самого дальнего близнеца. Хотя, впрочем, они все близнецы.
Но чего художник не уловил, так это пропорций. Из эпосов ведь прекрасной известно, что бесконечными у героев должны быть руки, а не ноги. И это, впрочем, так правильно: ведь из длинных луков нужно чем-то стрелять. А длинные ноги тут, пожалуй, и мешают: потому что героические индусы ведь не бегают подобно грекам, а, в основном, только стоят. Коротенькие ножки тут добавили бы твердости, которая, бесспорно, очень нужна.
Довелось мне давеча посмотреть несколько серий этого чуда, и меня охватили довольно смешанные чувства. Мне кажется, было бы инетерсно обсудить это.
Несколько слов о сути, с позволения сказать, обзора.
Я мечтатель: и все грезятся мне какие-то откровения, предельные единения, цельность во всей художественной полноте и невозможной глубине. Как пел Вертинский:
В этом городе сонном Вы вечно мечтали О балах, о пажах, о вереницах карет. И о том, как ночами в горящем Версале С мертвым принцем танцуете Вы менуэт.
От каждого нового официального, скажем так, произведения по эпосу я жду некоего творческого подвига - резуьтата многих лет рефлексий и стараний, пика всего жизненного пути. Жду глубочайших переживаний и кропотливейшей работы, соединения строгости традиции и широты полета свободной мысли, щемящей человеческой трагедии, прожившей в умах тысячелетия и до сих пор причиняющей боль, в конце-то концов.
Ожидание это до смешного наивненькое, но я в него так искренне верю, что каждый раз искренне разочаровываюсь и уныло сетую на то, что "это еще одно семечко в поле неудач". Вот и этот сериал вызывает у меня горестное чувство тоски - но я все-же продолжу его смотреть и причитать.
Обозревать его по существу я не хочу (да и не понимаю, зачем и как это делается), но вот пофантазирую о том, как оно там могло бы быть, и яростно пожалуюсь с превеликим удовольствием. К чему и перейдем.
Рассуждения о том, чем мне все это показалось.
Есть в этом сериале какой-то страшный дух дурного сиквела, который бродит по индустрии развлечений и отравляет своим присутствием все вокруг. Острое чувство того, что происхоящее не должно быть: что это такя шутка, и бедные эпичесие герои, стремительно теряющие свой статус, снимаются уже в чем попало от одного только желания кушать.
Сама идея "суда народа над своим творением" мне понравилась безумно. Однако же, она меня устраивает только в каком-то глубоко трагическом ключе. Великое Время все истребляет: и вот, общество занесло меч над героями, которых воспевало, лелеяло, создало по образу и подобию своему...
Прошу, приймите это просто как сюжет, а не как вызов на дуэль
В сериале же герои пока что спорят только между собой, в довольно неопределенных, при том, обстоятельствах: они, вроде как, уже все умерли, но никаких признаков осмысления своего пути, кажется, не обнаруживают, да и застряли в вечных 20-ти годах. Они будто не жили бок о бок друг с другом, будто вовсе никогда не перживали ужасов и взаимных обид того масштаба, который был в эпосе, будто не были измучены жизнью и смертью друг-друга до безумства - а только были несколько скандальны. Я ну вот совсем не ошутила между ними должно накала страстей и какой-то роковой вражды. Может, это только моя проблема. Мне же свойственно приписывать это тому, что образы ощущаются слишком бесконтекстно.
Для меня это вроде ситкома, в котором велике бхараты живут в одном доме на Старо-Загоре и вечно мучаются бытовыми вопросами , выясняя отношения одинаковыми словами .
А еще это похоже на разговор в интернете: очень знакомые утверждения и претензии, и какие-то очень фикбуковские герои. Было даже чуть неловко с того, насколько откровенно Кот подлизывается к этой широкой народной общественности. И оправдали, его, кажется, более потому, что "красив, хорош собой и страдал". Я, однакож, настаиваю на том, что в интернетах споры бесконечно интереснее и глубже: ну и стороны подлинно искренни.
Нечто о Юдхишхире и моих тайных мотивах.
Ни в коем случае не утврждаю, что все, сказанное выше, имеет хоть какое-то отношение к сериалу. Возможно, меня просто до чортиков задело то, что, начиная с козырей, сериал сразу же разрушил все мои мечты, не давая мне даже мааленькой такой надежды и возможности немного подрожать в предвкушении.
В сущности говоря, у Юдхиштхиры и Дурьйодханы в эпосе так и не сосоялось никакого нормального диалога: была только некоторая перепалка, в которой позиция Юдхишхиры звучала как: "Не болтай так горестно, о милый. Ведь твоя болтовня не трогает меня...". Это грустно.
Им было ведь о чем поговорить, и мне очень хотелось увидеть такую сцену.
Но тут она какая-то скучная, что ли: такая обычная. Я даже не уверена, что есть еще какой-то сюжет об их разговоре. Оправдывает ли это 3 тысячи лет ожиданий?... :brick:
А такой ведь потанцевал... Хотя тут уже мне остро не нравится формат суда. О чем судиться тогда, когда все уже поделено-разделено, а взаимонеприязни достигли катарсиса и обернулись закономерными последствиями? Мне бы хотелось видеть что-то такое блаженное: чтобы героям уже не нужно было ни за что воевать, и они могли бы просто спокойно подвести итоги своих жизней, которые потом забудут навсегда. И они бы с невозможной откровенностью пространно рассуждали о каких-нибудь всеобъемлющих вопросах: о дхарме, об архетипе идеального правителя, о путях человеческих. Впрочем, меня начинает уносить.
Мои впечатления от самого этого вида-образа судебного заседания.
Чудесно то, что ситкомовские тут не только герои, но и сам этот Суд Небеный. У меня в голове призраком восстает какая-то сцена из Ворониных.
Никакого порядка нет. Судья препирается с подсудимыми: они кривляются, он шутит в ответ, чуть прикрикивает там чего-то для виду. И кто-то из зала посоянно перетягивает внимание на себя. Нет никакого ощущения, что герои больше не цари всеземные и что есть кто-то выше них. Будто это и не суд, а так - бутафория. Действо, до основ пропитанное коррупцией и родственными связями.
И повторюсь про то, что мне непонятно, почему герои обвиняют сами себя. Они же замешаны в одном общем преступлении, но их главную жертву - их народ, всеблагие Боги предпочли бережно забыть.
Еще несколько слов в подтверждение засилия коррупции на небесах.
Не очень понятно так же и то, кого вообще судят. С этим у меня связано много печали, потому что сериальные герои мне чаще всего достаточно мало интересны.
Тут нет, как это мне, по крайней мере, кажется, никакого первоисточника, и события, бывает, принимают совсем странный вид. Некоторые спойлеры Это довольно маленькая группа сцен, но она все-равно создает ощущение какой-то игры без правил, в которой кто угодно может высказать что угодно, взяв это откуда-то.
В следующеп моемнте я, бесспорно, виновата только сама ( в чем совсем не расскаиваюсь), но мне решительно не ясно, что вообще стоит на кону? Что будет, если героя не оправдают? Да, конечно, нужно было смотреть серию про Шакуни, я не спорю... Однако ограничусь тем, что просто отмечу это, чтобы вы лучше понимали контекст моих соображений.
Размышления о некоторой мелочности и личные антипатии к отдельным героям и мотивам. Так же слово об антураже.
В этом всем действе, во всех обвинениях и оправданиях, мне не хватает пока что какой-то целостности и широты. Вот обвиняют Дурьодхану в том, что Сериал как-то скользит по этому, будто бы пытаясь не стать очень серьезным.
Так же хотелось бы пробежаться по героям и антуражу. Мне нравится местный кастинг и местные костюмы. В отличие от многих других сериалов и фильмов, здесь нет никакого жуткого нагромождения очень тяжелых элементов одежды. Никто не заставляет бедных индийцев круглые сутки ходить в несоразмерно огромных нагрудниках, ожерельях и кокошниках на голое тело, в рамках мира произведений сделанных, судя по всему, из чистого золота. Это очень человеколюбиво и большой скачок для всего нашего общества! Я не очень понимаю, впрочем, почему сериал постриг героев - и мне это несколько грустно.
Также сложно не отметить местную замечательную инновацию: только сегодня и только сейчас, панцири можно снять!!!! Как помнят зрители Мбх2013, иногда это история на всю жизнь - облачающийся в панцирь кшатрий проходит некую инициацию, и эта часть костюма становится частью его тела. И только тогда, когда впадет он в грех великый, огромная чорная лепучка, являющая лик свой не каждому, но, в общем и целом, каждому, расстегнется на могучей спине его...
Правда авторы не посчитали нужным надеть на героев эти замечательные панцири в сцене битвы на палицах, что прискорбно. Но я все-таки надеюсь на их дальнейшую благоразумность - добро сие не должно пропадать.
Мне очень нравится местныйЮдхиштхира : его спокойный, звучный голос, довольно приятное лицо. Он производит впечатление сильного волей человека, который может притерпеть очень многое и сделать то, что посчитает нужным.
Дурьодхана местный был, как мне показалось, прямо-таки подлинным форумным кабанчиком, извлеченным из пучин интернета. Он заключил в себе и светлую дружбу, и какую-то долю ума (супротив сущности преступно присутствующего здесь Шакуни), и способность за себя постоять, и некую демонстративность, и совсем уж подростковуюскандальность . Разве что он очень уж хамоват. Не могу про него ничего сказать, потому что он мне таким никогда не нравился и никогда не понравится. Мне мил какой-то пыльный образ бледного мертвого герцога сказочных лет: чуть карикатурного, чуть надорванного, цинично-жестокого, покровительственно-снисходительного, злокозненного, своевольного, властного и бесконечно наивного. Не думаю, что я этот призрак когда-нибудь увижу, да и здесь меня, пожалуй, чуть прибьют
Своего рода подношение митрологии.
А чтобы точно этого достигнуть, я еще прибавлю, что митры здесь больно уж сладкие, хоть на хлеб намазывай. Никакого, понимаете ли, трахизма, а одна только медовая слякоть. А что, если б одного из них жертвенно отправили бы в Нараку? Вы представьте, как это было бы душевно: на этом суде они встретились бы в последний раз - тогда, когда уже распрощались. Но только на миг: только чтобы снова вдохнуть смрад земной и, потерявшись в разных мирах, раствориться в своих изначальных сущностях без следа.
Это был бы натурально Ахилл, встречающий призрак Патрокла: только с помаркой на то, что этот святой союз мне не хотелось бы как-то придушить
Впрочем, хватит о митрах.
О прекрасно-ужасной перепалке между Дурьодханой и Юдхишхирой. Без слов.
- Дхармараджа, я, конечно, не разбираюсь в дхарме и политике. Это вы знаете. Поэтому я думал на Дхармакшетре задать вам некоторые вопросы и пополнить свои знания.
- Спрашивай.
- Когда кшатрий узнает, что его враг готовится к какой-либо войне, то что ему следует сделать?
- В такой ситуации кшатрий должен приумножить свою силу, чтобы быть готовым к бою.
- Спасибо, понял. А должен кшатрий всегда ждать войны?
- Нет, Дурьодхана. Истинный кшатрий - тот, кто не допустит появления самой ситуации, ведущей к войне.
- Это я и делал, Дхармараджа! Я не хотел, чтобы была война. Враждебность я испытывал лишь к вам. Если бы вам настал конец, то войны бы не было. Столько невинных людей были бы сегодня живы. Но нет! Вы даже умереть не сошли подходящим.
-(Бхишма) Что ты говоришь, сын?
- Верно говорю, дедушка. Вы никогда не обращали внимания, но я за ними наблюдал в гурукуле, как они учились сражаться. Они так изучали военное искусство, будто сейчас на поля боя и прыгнут! Сначала пришли в нашу гурукулу и стали учиться у нашего наставника. А потом прямо на глазах становились такими матсерами, что и не спрашивайте! Зачем? Зачем они так готовились? С кем они собирались сражаться? Что за напасть шла на Хастинапур, что у них была надобность приобретать тако военное мастерство?
- Надобность была. Надобность была, Дурьодхана. Ты всегда жил во дворце. Ты никогда не скитался как мы, Дурьодхана. Ты никогда не рос с мыслью, что твое в чужих руках. Ты никогда не испытывал в чем-либо недостатка. Если бы ты захотел, Дурьодхана, то обнял бы своих братье и разделил с нами все блага и удобства, которыми обладал. Но ты так не поступил! И, Дурьодхана, если мы совершенствовались в военном искусстве, тебе следовало гордиться, что это - твои братья. В их силе - твоя сила, но нет! Тебе обучение казалось подготовкой к войне. И о какой дхарме кшатрия ты говоришь, Дурьодхана? Дхарма кшатрия позволяет избегать войны, но не обманом.
По следам перепалки.
Яркость этого самородка, при всей своей полной бессмысленности обладающего неким внутренним смыслом, я оставлю девственно чистой. Но одна-единственная фраза все-таки подвергнется оценке.
Столько невинных людей были бы сегодня живы.
На самом деле, читая текст, я понимаю, что это выглядит вполне нормально - в должной степени истерично и искренне. Но в сериале, наверное благодаря игре, мне увиделась какая-то довольно циничная манипуляция. И в такой перспективе мне кажется, что Дурьодхана, переживший войну, потерявший друзей и близких, проклинавший себя, но смирившийся, никак не мог подобного сказать.
Вместо итогов: оправдания.
Ничуть не скрою, что,:возможно, эти впечатления изобилуют самыми разнообразными неточностями и оговорками. В конце-то концов, память человеческая бывает слаба. Надеюсь, вы простите мне эти прегрешения и не станете казнить меня за то, что я казню сериал на 4 эпизоде. Ну остается же за ним возможность исправиться, а за мной - возможсть прозреть!) Раздражение когда-нибудь уйдет и явится смирение: тем более, что моменты с эпосом тут сняты вполне хорошо.
Думаю, это, в любом случае, можно назвать достаточно интересным и необычным зрелищем, как-то стремящимся осмыслить самого себя. В конце-то концов, это и логичное развитие лавины фильмов и сериалов про Карну, которая обрушиваеся на наши грешныя лбы с небес уже несколько десятилетий - официальное, можно сказать, обправдае злодеев "на всех экранах страны".
В далекие времена, когда родились грезы, алча мудростей и света, я увидела эту статью. Прошли века, умерли поколения, но сия маленькый лучистый коробочек знаний остался в моем сердце навечно... Ладно, это просто забавная кришнаитская выдумка, опубликованная на сайте Швета Двипа, проповеднический центр, ИСККОН Запорожье.
Меня бесконечно умиляет то, что автор ссылается на события эпоса как некие "легенды", которые где-то "существуют". Ну и никак нельзя остаться равнодушным к тому, что сий глубокий анализ того, как оно было, иногда подозрительно транслирует перспективу сериалов......
Читать нужно под гул барабанов
Дурьодхана - враг Пандавов, воплотивший в себе великие пороки.
Блуждая по старым постам форума, вновь встретила вот такой вот момент:
Прослышав о том, что Видура принят и обласкан царем, опечалился царь (Дурьодхана), злобный сын Дхритараштры. Обуял его неразумием порожденный мрак заблуждения51. Призвал к себе царь Духшасану, Карну, а также сына Субалы и так говорил им: «Вернулся к Дхритараштре любимый его советник, ученый Видура. Дружен он с сыновьями Панду и трудится для их блага. Пока не убедил он царя вернуть обратно Пандавов, помогите мне добрым советом. Ибо если когда-нибудь мне доведется увидеть, как сюда возвращаются Партхи, то я опять иссушу себя, добровольно отказавшись от питья52. Отравлюсь, повешусь, мечом заколюсь или взойду на костер – лишь бы не стать мне снова свидетелем их благоденствия!»
Что за нелепая мысль овладела тобой, о царь, повелитель народа! Не может такого случиться, ведь они, уходя в лес, дали клятву! Все Пандавы неизменно верны своему слову, о бык-бхарата; и потому, сынок, они никогда не приняли бы приглашения твоего отца. А если бы приняли и снова вернулись в город, не исполнив обета, то мы затеяли бы новую игру. Прикинулись бы равнодушными, покорными царской прихоти, а сами, затаившись, тщательно выведывали бы уязвимые места Пандавов.
Так оно и есть, как ты говоришь, многомудрый дядюшка. Все, что ты ни скажешь, всегда любезно моему уму.
О Дурьодхана, (но ведь) каждый из нас жаждет осуществить твое заветное желание; в этом, сдается мне, все мы вполне единодушны, о царь!
При этих словах Карны царь Дурьодхана не выказал особой радости и поспешно отвернулся53. Заметив это, Карна, прекрасные глаза которого расширились от гнева, кипя злобой, но силясь сдерживать себя, заговорил, обращаясь к Духшасане и сыну Субалы: «Слушайте, цари, каково мое мнение. Как слуги на посылках, сложив ладони, (ожидают приказаний), так все мы ищем возможности сделать приятное нашему царю. Но не всегда стремимся мы к его благу с достаточной решимостью. Возьмем же оружие, взойдем, облекшись доспехами, на колесницы, дружно выступим и убьем Пандавов, скитающихся по лесам! Только когда, усмиренные, уйдут они неведомым путем, для нас, детей Дхритараштры54, настанет покой! Пока они в беде, пока мучимы скорбью и лишены друзей – у нас еще, полагаю, достанет сил (на это)!»
(т3, гл8, к.и)
В первую очередь хочу обратить ваше внимание на то, какая это нюансированная прелесть))
Во вторую - на фразу Карны "Слушайте, цари..." Именно она стала причинй привлечения этого момента к обсуждению: ее использовали в качестве докзания того, что слово "цари" служит общим эпитетом, не содержащим в себе особенного смысла. И тут мне хотелось бы отметить одну деталь.
Все цари, выделенные синим, являются переводом слова rājan. Розоые же цари заключают в себе narādhipāh, что у нас переводят примерно как "повелитель(ли) людей".
Зачем об этом писать сейчас, опять же, даже не подозреваю
https://ok.ru/video/9025620281906
Мне нравятся старые фильмы: Karnan, Sri Kristina Panbaveeyam, Maya Bazar, Daana Veera Soora Karna, Mahabharat 1965... Сложно в это поверить, но последний из них даже переведен на русский и озвучен) У них у всех, особенно у фильмов HTP, какой-то полноценный и органичный в своей волшебности антураж: возможно, это связано с плохим качеством видео и пухлостью актеров) Я бы хотела посмотреть какой-нибудь полноценный сериал такого же примерно вида-облика. Возможно даже покрашенный искусственно, как DVSK и Майа базар.
А знает ли кто-нибудь что-нибудь о некоием фильме про Карну 1922 года?