Our Blades are Sharp// Север помнит| Не веди себя как еда.
Кто же что наследует и на что имеет право - тема интересная, а в контексте Махабхараты особенно. Я люблю прояснять детали и рыться в пыльных томах первоисточников, и нарыл я примерно следующее.
В самой Махабхарате Дхритараштра говорит следующее:
"Тогда Дхритараштра, как только родился его сын, созвал многочисленных брахманов, Бхишму и Видуру и сказал так: «Юдхиштхира, старший царевич, продолжатель нашего рода, получил царство благодаря своим добродетелям. У нас нет возражений против этого. Но этот (мой сын), родившись непосредственно после него, должен ли также быть царем? Скажите мне, что будет, в этом случае правильным и несомненным".
О добродетелях Юдхиштхиры, которому на момент произнесения этой речи было где-то около года, говорить не будем. Эпос все-таки.
Что имел в виду Дхритараштра, предолгая сделать царями обоих, тоже не очень понятно. Раздел царства (что и было в итоге сделано), как вариант.
Привлечем дополнительные источники - Законы Ману. Сам текст ориентировочно сложился в 2-3 веке до н.э., но некоторые части значительно старше. Других источников именно по законом я пока не нашла. Что они нам говорят?
Первое. Ни о каком праве первородства между двоюродными братьями речи не идет. Каждый из них имеет право только на наследство своего отца.
Второе. Даже если по каким-то причинам брат не может получить свою долю или был лишен её, его наследники все-равно имеют на неё право.
Третье. Раздел не обязателен, младшие братья могут жить при старшем, как при отце и не требовать себя обязательной доли.
Поднимемся на ступень вверх и посмотрим на то, что должны были получить в наследство Дхритараштра и Панду.
Между двумя братьями имущество делиться пополам, плюс старший получает двадцатую часть или лучшую часть по праву старшинства. Видура, будучи сыном шудры, наследовать не может.
Наследником по закону был Дхритараштра, но он не смог получить царство по причине слепоты. Однако это не лишало его права первородства и наследственных прав, а даже если бы и так, его права все-равно перешли бы его сыновьям. Но Панду тоже имел право на наследство, а его сыновья могли потребовать выделить им отцовскую долю. Что, собственно, и было сделано. Раздел царства был абсолютно правомочен, Юдхитхира имел полное право на отцовскую половину и статус царя.
Дурьодхана имел точно такие же права относительно наследства своего отца. И он все еще старший сын в старшей ветви.
Поэтому права Юдхиштхиры на трон всего царства Куру все еще кажутся мне сомнительными.
Буду копать дальше.
В самой Махабхарате Дхритараштра говорит следующее:
"Тогда Дхритараштра, как только родился его сын, созвал многочисленных брахманов, Бхишму и Видуру и сказал так: «Юдхиштхира, старший царевич, продолжатель нашего рода, получил царство благодаря своим добродетелям. У нас нет возражений против этого. Но этот (мой сын), родившись непосредственно после него, должен ли также быть царем? Скажите мне, что будет, в этом случае правильным и несомненным".
О добродетелях Юдхиштхиры, которому на момент произнесения этой речи было где-то около года, говорить не будем. Эпос все-таки.
Что имел в виду Дхритараштра, предолгая сделать царями обоих, тоже не очень понятно. Раздел царства (что и было в итоге сделано), как вариант.
Привлечем дополнительные источники - Законы Ману. Сам текст ориентировочно сложился в 2-3 веке до н.э., но некоторые части значительно старше. Других источников именно по законом я пока не нашла. Что они нам говорят?
Первое. Ни о каком праве первородства между двоюродными братьями речи не идет. Каждый из них имеет право только на наследство своего отца.
Второе. Даже если по каким-то причинам брат не может получить свою долю или был лишен её, его наследники все-равно имеют на неё право.
Третье. Раздел не обязателен, младшие братья могут жить при старшем, как при отце и не требовать себя обязательной доли.
Поднимемся на ступень вверх и посмотрим на то, что должны были получить в наследство Дхритараштра и Панду.
Между двумя братьями имущество делиться пополам, плюс старший получает двадцатую часть или лучшую часть по праву старшинства. Видура, будучи сыном шудры, наследовать не может.
Наследником по закону был Дхритараштра, но он не смог получить царство по причине слепоты. Однако это не лишало его права первородства и наследственных прав, а даже если бы и так, его права все-равно перешли бы его сыновьям. Но Панду тоже имел право на наследство, а его сыновья могли потребовать выделить им отцовскую долю. Что, собственно, и было сделано. Раздел царства был абсолютно правомочен, Юдхитхира имел полное право на отцовскую половину и статус царя.
Дурьодхана имел точно такие же права относительно наследства своего отца. И он все еще старший сын в старшей ветви.
Поэтому права Юдхиштхиры на трон всего царства Куру все еще кажутся мне сомнительными.
Буду копать дальше.
Но это как раз понятно. Историю пишут победители.
В общем да, историю пишут победители.
Да я и сам так считаю. Место Юдхиштхиры, в лучшем случае, во главе их местной счетной палаты или какого-нибудь чисто номинального Совета Федераций Бхараты.
Вчера смотрел серию, где Юдхиштхира с выражением огромного облегчения на лице просит Бхиму убить Дурьодхану, чтобы Дед мог убить его и вся эта хрень для него лично уже, наконец, закончилась. Причем, ловко вроде как бы не по его вине.
И про типа недобрые знамения тоже все быстренько забыли. Хотя я, будучи тем еще конспирологом, уверенна, что они относились к Бхиме.
После того, как я прочел непосредственно по тексту Махабхараты, как он убил Духшасану и Дурьодхану, а точнее, как он себя вел при этом, я в причине недобрых знамений уже не сомневаюсь. Сколько бы позитива у меня не было к актеру, играющему Бхиму в сериале, в оригинале это чудовище, убийца и просто зверь.
Да, он и его сын Гхатоткача. Потому что убивали в день по 7-8 братьев кауравов.
Удивительно, что никто не обратил внимания на этот очевидный факт.
В тексте также сказано следующее:
С дозволения Дхритараштры Панду преподнес богатства, добытые своими собственными руками, Бхишме, Сатьявати и своей матери. И Видуре он послал богатства. Справедливый он наделил и своих друзей теми богатствами.
Если Панду - царь, а Дхритараштра - нет, ситуация выглядит крайне странно: царь спрашивает у своего отстраненного от наследования брата, можно ли ему сделать то или иное с его собственной, своими руками взятой добычей.
Благодаря победам того героя, Дхритараштра совершил великие жертвоприношения, исчислявшиеся сотнями ашвамедх, при которых были розданы сотни тысяч даров.
Но ахвамедха - царское жертвоприношение, его совершает монарх, разве нет? То есть - воюет Панду, а царские жертвы приносит старший брат. Все больше похоже, что утверждения, будто "Дхритараштра не получил царства" - позднейшая пропандавская пропаганда
Создается впечатление, Панду либо, как для него изначально в фильме замышляли, принял должность генерала и им остался, либо он соправитель. Вот только вопрос, в этом случае Панду равноправный царь или юврадж - младший царь-наследник? Второе тоже было бы логично, ведь пока у царя (Дхритараштры) нет детей, должен он назвать кого-то, кто получит престол, если вдруг с ним что.
Затем, о бык из рода Бхараты, Панду, победивший свою усталость, сопутствуемый Кунти и Мадри, отправился жить в лес. Оставив дворцовые покои и удобные ложа, он сделался постоянным обитателем лесов, предавшись всецело охоте.
Стоп, любезный Панду, а править будет кто, пока ты по лесам носишься? На дядю надеешься?
Но если в это время в Хастинапуре спокойно сидит царь-старший брат - то все в порядке, можешь себе позволить.
Да и какой тебе Бхишма дядя-то?
И те, кто прежде захватил владения и богатства кауравов, (теперь) они силою Панду, льва хастинапурского, обращены в плательщиков дани». Так говорили цари и все царские советники. Радостные и довольные они во главе с Бхишмой вместе с горожанами и селянами отправились навстречу подъезжавшему (Панду). Отойдя на небольшое расстояние от Хастинапура, они в радости увидели людей, окруженных всякими богатствами, разнообразными драгоценными камнями, нагруженными в различных повозках, отличными слонами, конями и колесницами, коровами, верблюдами и овцами. И когда кауравы вместе с Бхишмой прибыли туда, они не увидели конца (тому потоку). А тот (герой), увеличивавший радость Каусальи, припав к стопам отца, почтил, как надлежало, также горожан и селян. Бхишма же от радости проливал слезы, обретя возвратившегося домой сына, который достиг своей цели, сокрушив царства своих врагов. А тот, радуя всех горожан могучими звуками труб, сотен раковин и литавр, вступил в Хастинапур.
И кто-то тут утверждал, что Бхишма Олдей, трахающий жен Вичитравирьи, и нерушимо-целибатный Бхишма Махабхараты - разные персонажи?