Читая некоторую статью, я вспомнила, что в Виратапарве, в критическом издании эпоса, было описание оружия героев.
Давайте посмотрим, знают ли экранизации об этом моменте.
Бесспорно то, что я учитываю не все, что наснимали по эпосу: но выборка все равно достаточно большая.
Что нам известно о луке из эпоса:
"Превосходнейший лук, который усеян сотней золотых шишечек и имеет крепкие загнутые концы."
Так же он "украшенный золотом". Полагаю, что это как раз про "шишечки".
Karnan 1964
В этом фильме лук появляется не так часто, но рассмотреть его вполне возможно. Он действительно украшен золотом и обладает в каком-то смысле вполне загнутыми концами. Но шишечек на нем нет: зато есть какие-то перья.
.
Mahabharat 1965
Тут лук гораздо более богатый. На нем довольно массивные золотые украшения, от которых расходится в разные стороны то ли листва, то ли хребет. Концы тоже в какой-то степени загнуты, а подвесочка золотая, с чем-то красным. А еще тут Карне сносят голову невероятно идиотской стрелой.
.
Daana Veera Soora Karna 1977
Про лук я тут ничего не скажу, потому что этот фильм у меня не грузится - и заскринить его было бы слишком сложно, но у местного Карны очень хитро выдуман шлем. Поскольку настоящие его кудри слишком сильно залачены и не могут закрывать лицо во время битвы, то у шлема есть ложноволосы, призванные компенсировать этот недостаток. Может быть, это коварный демон, воплотившийся в шлеме с целью убить великаго героя.
.
Kurukshetram 1977
В этом фильме, как и во многих других, нам, к сожалению, приходится принять, что Карна умер из-за своей исключительной тупости. Почему-то он не может просто уйти в толпу сражающихся на фоне воинов и пересесть на другую колесницу. Лук же тут еще основательнее уходит от реальности. Он сделан из какого-то полена, но украшен примерно так же, как и в Карнане. На нем подвеска из нескольких жемчужных нитей.
Целиком я фильм не смотрела, но мне нравится местный Кришна
.
Kalyug 1981
В этом фильме у Бхарата лука нет. Но зато есть автомобиль, на котором он сбивает Карана Сингха. В общем и целом, машина на Гандиву совсем не похожа: у нее нет ни шишечек, ни загнутых концов, ни золотых украшений.
.
Sampoorna Mahabharat 1983
Впрочем, посмотревши несколько минут, я не думаю, что лук здесь заслуживает какого либо внимания.
Вот благородные кшатрии в розовых штанах и розовых доспехах оплакивают Карну на фоне розовой колесницы. У одного из них на панцире фиолетовый мишка.
Это один из тех фильмов, которые снимаются с оглядкой на солидный возраст героев в переносе его на весь сюжет)) Лучше всего это было в Майа Базаре, где Дурьодхана играл уставшего мужчину средних лет, безнадежно пытающегося заключить выгодный союз и выдать наконец замуж непутевого толстого сына.
А тут вот Бхима, избитый Дурьодханой, печально вытирает лицо.
Но вот...
Удары сердца твердят мне, что я не убит,
Сквозь обожженные веки я вижу рассвет.
Я открываю глаза - передо мною стоит
Великий Ужас, которому имени нет.
Это Кришна.
Арджуна его внимательно слушает.
Они пришли, как лавина, как черный поток,
Они нас просто смели, и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили все, они убили всех нас...
И можно тихо сползти по горелой стерне,
И у реки срезав лодку пытаться бежать.
И быть единственным выжившим в этой войне,
Но я плюю им в лицо, я говорю себе: "Встать."
Последний воин мертвой земли~
Впрочем, лук тут тоже есть. Арджуна отнял его у Камы.
.
Mahabharat 1988
Она же - "сериальчик Чопры". К слову сказать, у нее есть то ли мидквел, то ли сиквел (и, может, даже не оден), который, кажется, никто не смотрел. Там присутствует вот такой вот презентабельный мужчина , сути которого я не понимаю: но он производит впечатление Кали, бессердечно воплотившегося на земле аккурат ко смерти Дурьодханы, чтобы Ю ни на секунду не забывал любимого брата Для продления сюжета идея натурально гениальная. Едва ли я скоро узнаю подлинное содержание этого, но мне хочется верить в то, что пандавов продлили и они еще 10 серий по 40 минут воевали с Кали. А потом победили его и через год узнали, что он родился вновь - и так до падения рейтингов в глубочайшие круги Ада))
Лук же тут сильно отличается от того, что было до этого. Если немного посверлить его глазами, то можно будет заметить, что он действительно покрыт чем-то вроде "шишечек", занимающих всю его поверхность. Тут также нет подвески, и концы загнуты довольно чинно. Наверное, этот вариант наиболее соответствует описанию из эпоса.
Но на мой субъективный взгляд он смотрится довольно некрасиво и очень ломко...
Зато Карна на обложке Ютуб видео невозможно хорош...
.
The Mahabharata 1989
Это решительно не поддающийся просмотру минисериал Брука. Я так и не смогла вытерпеть его дальше второй серии, но абсолютно уверена, что лук там продолжит выглядеть как старая кривая палка. На Ютубе он выложен под богическим названием "МахаБхаРата"
И нет, я не считаю, что нужно делать Махабхарату абсурдным кукольным театром наподобие того, что мы видели во всех вариантах выше и увидим во всех вариантах ниже. Нет. Но это хотя бы в некоторой степени решает проблему визуального воплощения. Если же одеть древних героев в чуть грязные шторы(которые им не свойственны вообще ни с какой точки зрения), оставив, при этом, порубленный в салат, но все еще наивный и размашистый, эпический сюжет, то это создаст острейшее внутреннее противоречие, поставив зрителя в моем лице перед вопросом: "Что за претенциозный сюр происходит на экране?"
У сериала, по моему мнению, есть еще и другая проблема - он являет собой набор полубессмысленных, абсурдных сцен с настолько бредовой актерской игрой, что это натурально ощущается горячечным сном. Я очень против превращения древних сюжетов в пафосную ахинею, которая только выглядит серьезной и глубокой: особенно когда это достигается полным отсутствием работы над антуражем - то есть фактически уничтожением немаловажной части той ценности, которую в себе содержит исходный материал.
А вот и лук Сие положительно не удивляет меня.
.
Sri Krisnarjuna vijayam 1996
Давайте будем честны - Арджуне не выдадут новый лук после сожжения леса: да и самого сожжения, скорее всего, не будет. Это позволит мне воспользоваться кадрами из начала.
Впрочем, Арджуна - это не так и интересно... Зачем он нам?
Да, это совсем другой разговор
Ладно... Гандива здесь - довольно стильный лук с золотой косичкой и такой же подвеской, как и в Курукшетре 1977. Его концы украшены какими-то петухами. К слову сказать, согласно тому же описанию из эпоса, меч Арджуны носится в щегольских латах из тигровой шкуры и заострен в форме лягушки.
.
Draupadi 2001
В плане костюмов это с виду очень унылое действо, кажется, стало наследником бахромы Чопры. Концепция "злодейского костюма" Дурьодханы также получила здесь свое развитие, и он полноценно обратился в пчелу.
Пытаясь установить, действительно ли это Дурьодхана, я узнала, что автопереводчик Ютуба как-то способен расшифровывать речь. По крайней мере, в этом сериале.
Посмотрев еще немного, я думаю, что это может быть довольно интересно: тут поднимается тема взаимоотношений Дурьодханы и Баларамы, и явно какой-то выдуманный сюжет с элементами детектива.
***
Я промотала почти все выложенные на Ютубе серии, но ничего, что было бы похоже на Гандиву, так и не нашла. Ютуб, близко к сердцу воспринявший этот отчаянный шаг, начал осыпать меня новыми вещами по мотивам одноименного эпоса, подобными цветам. Некоторые из них я упомянула или упомяну здесь.
Однако же я никак не могу позволить своим стараниям пропасть! Так что роль лука будет играть Дурьодхана : )
Он действительно украшен золотом, но шишечек и загнутых концов я не вижу: так что это дурной Гандива.
На восьмом часу написания поста во мне начал просыпаться Петросян
Впрочем, в сериале много чего интересного помимо лука. Например, деревянная двухколесная колесница, бодро катящаяся по асфальтированной дороге с бордюром.
Или, кхм... комната главного злодея.
Он впал в уныние после проигрыша на сваямваре Драупади, и товарищи пришли поддержать его. У них завязался увлекательнейший диалог, в ходе которого Д, кажется, поругался с митром.
Д: (злясь на фразу кого-то из них) Маяк называет меня женщиной! Я не женщина! Я отрублю ему голову!
***
Я намеревалась бросить этот сериал, оставив 3 эпизода без внимания, но что-то отвратило меня от этой идеи. И что можно было бы подумать? Именно там и обнаружился Гандива.
В этом моменте он становится полностью золотым и стремительно начинает удаляться даже от мнимого правдоподобия. Здесь ему присущ определенный минимализм, способствующий появлению некоторых футуристических черт.
На этом я, пожалуй, поставлю точку в вопросе данного сериала. Это кадр из какого-то эпизода
.
Maharati Karna 2003
Так же, как и Драупади, эта вещь снималась в атмосфере высокой популярности Чопры. Здесь герои тоже носят абсурдные костюмы с бахромой, но каст уже не пытается подражать Чопре, как это было выше. В некоторых моментах это выглядит довольно неплохо, но ближе к закрытию снимать явно продолжали на коленке. До Гандивы сюжет так и не дошел, но некий лук у Арджуны все-таки есть.
Можно считать это наследием фильма 83-го или вырождением лука из прошлого сериала.
Еще Дурьодхану тут играет довольно красивый актер.
.
Kahaani hamaaray Mahaabhaarat ki 2008
В этом печально извесном сериале Гандива выдуман крайне необычным образом.
Он уже совсем кардинально уходит от мотивов эпоса: что, впрочем, можно сказать обо всей Истории нашей Махабхараты.
Лично мне не нравится это решение: потому что лук действительно выглядит как несколько связанных друг с другом веток, покрытых дешевой серебрянной краской, которая уже начала осыпаться.
Так же я никак не могу забыть напомнить уважаемым читателям о том, что в этом сериале актер с выдающимися ушами, вечно бурно-скандальным лицом и лучезарной звездой во лбу так органично и характерно... играет Арджуну.
К сожалению, сайт удалил около половины произведений: так что заканчивать прийдется на сомнительных мультиках, оставив все прочее на другой пост.
.
У вора дубинку украли или Arjun and the Adventure of Ice Lotus 2011
По описанию фильма Арджуна и Бхима попадают в парралельный мир, населенный фантастическими существами, и вдруг понимают, что вместо Юдхишхиры, который нынче не в моде, им выдали Дурьодхану. Это печально, но со Страшным Злом, которое хочет захватить мир, бороться все-таки надо: а у Дурьодханы тут острый конфликт интересов, да и он многое в этом деле понимает. Так что пандавы не жалуются и, объединившись с некой красавицей Ашватамой, начинают мироспасательную активность. Я обязательно посмотрю этот мультик сегодня и изложу его содержание более подробно. Гандива тут появиться едва ли может, но какой-то лук у Арджуны все таки есть. Он выгядит скорбно, но похож на лук: разве что я не в полной мере понимаю материал. Это может быть и золото, и дерево.
.
Arjun: The Warrior Prince 2012
Это диснеевский(но все-еще индийский и страдающий проблемами с графикой) мультик, не получивший у нас никакой известности. С ним у меня связана забавная ситуация: я искала какие-нибудь описания и случайно перепутала 1 и 2 местами. Получилось Arjuna 2021: и что же? Естественно меня тут же переправило к какому-то еще трехкопеешному фильму на 2 с половиной часа с названием Arjuna Phalguna, 2021 года. Тут я уже поверила в то, что Ад существует и я в нем. В Википедии фильм сравнивают с Арджуной, который плачевно увяз в падмавйухе.
Этот же мультик я смотреть не хочу: там Арджуна дерется с какой-то жабой в пустыне, и выглядит, к тому же, как нищий шудра. Лук его, кажется, подражает хребту.
У меня есть некое воспоминание о мифе, согласно которому Гандива так же, как и Ваджра, был сделан из костей. Но я не имею никакой возможност вспомнить источни: и посему даже не знаю, как к этому относиться. Но ведь подобный мотив действительно мелькает в разнообразных дизайнах лука. Или не мелькает, а мне только кажется.
.
Mahabharat 2013
Закончим, пожалуй, на печальной ноте. В этом мультике Гандива очень похож на пивную бочку. Если мыслить в заданном направлении, то можно принять эти непонятные узоры за по-детски стилизованное изобажение костей.
Эх... "И все-таки жалко бывает Арджуну..."