Довелось мне давеча посмотреть несколько серий этого чуда, и меня охватили довольно смешанные чувства. Мне кажется, было бы инетерсно обсудить это.
Несколько слов о сути, с позволения сказать, обзора.
Я мечтатель: и все грезятся мне какие-то откровения, предельные единения, цельность во всей художественной полноте и невозможной глубине. Как пел Вертинский:
В этом городе сонном Вы вечно мечтали О балах, о пажах, о вереницах карет. И о том, как ночами в горящем Версале С мертвым принцем танцуете Вы менуэт.
От каждого нового официального, скажем так, произведения по эпосу я жду некоего творческого подвига - резуьтата многих лет рефлексий и стараний, пика всего жизненного пути. Жду глубочайших переживаний и кропотливейшей работы, соединения строгости традиции и широты полета свободной мысли, щемящей человеческой трагедии, прожившей в умах тысячелетия и до сих пор причиняющей боль, в конце-то концов.
Ожидание это до смешного наивненькое, но я в него так искренне верю, что каждый раз искренне разочаровываюсь и уныло сетую на то, что "это еще одно семечко в поле неудач". Вот и этот сериал вызывает у меня горестное чувство тоски - но я все-же продолжу его смотреть и причитать.
Обозревать его по существу я не хочу (да и не понимаю, зачем и как это делается), но вот пофантазирую о том, как оно там могло бы быть, и яростно пожалуюсь с превеликим удовольствием. К чему и перейдем.
Рассуждения о том, чем мне все это показалось.
Есть в этом сериале какой-то страшный дух дурного сиквела, который бродит по индустрии развлечений и отравляет своим присутствием все вокруг. Острое чувство того, что происхоящее не должно быть: что это такя шутка, и бедные эпичесие герои, стремительно теряющие свой статус, снимаются уже в чем попало от одного только желания кушать.
Сама идея "суда народа над своим творением" мне понравилась безумно. Однако же, она меня устраивает только в каком-то глубоко трагическом ключе. Великое Время все истребляет: и вот, общество занесло меч над героями, которых воспевало, лелеяло, создало по образу и подобию своему...
Прошу, приймите это просто как сюжет, а не как вызов на дуэль
В сериале же герои пока что спорят только между собой, в довольно неопределенных, при том, обстоятельствах: они, вроде как, уже все умерли, но никаких признаков осмысления своего пути, кажется, не обнаруживают, да и застряли в вечных 20-ти годах. Они будто не жили бок о бок друг с другом, будто вовсе никогда не перживали ужасов и взаимных обид того масштаба, который был в эпосе, будто не были измучены жизнью и смертью друг-друга до безумства - а только были несколько скандальны. Я ну вот совсем не ошутила между ними должно накала страстей и какой-то роковой вражды. Может, это только моя проблема. Мне же свойственно приписывать это тому, что образы ощущаются слишком бесконтекстно.
Для меня это вроде ситкома, в котором велике бхараты живут в одном доме на Старо-Загоре и вечно мучаются бытовыми вопросами , выясняя отношения одинаковыми словами .
А еще это похоже на разговор в интернете: очень знакомые утверждения и претензии, и какие-то очень фикбуковские герои. Было даже чуть неловко с того, насколько откровенно Кот подлизывается к этой широкой народной общественности. И оправдали, его, кажется, более потому, что "красив, хорош собой и страдал". Я, однакож, настаиваю на том, что в интернетах споры бесконечно интереснее и глубже: ну и стороны подлинно искренни.
Нечто о Юдхишхире и моих тайных мотивах.
Ни в коем случае не утврждаю, что все, сказанное выше, имеет хоть какое-то отношение к сериалу. Возможно, меня просто до чортиков задело то, что, начиная с козырей, сериал сразу же разрушил все мои мечты, не давая мне даже мааленькой такой надежды и возможности немного подрожать в предвкушении.
В сущности говоря, у Юдхиштхиры и Дурьйодханы в эпосе так и не сосоялось никакого нормального диалога: была только некоторая перепалка, в которой позиция Юдхишхиры звучала как: "Не болтай так горестно, о милый. Ведь твоя болтовня не трогает меня...". Это грустно.
Им было ведь о чем поговорить, и мне очень хотелось увидеть такую сцену.
Но тут она какая-то скучная, что ли: такая обычная. Я даже не уверена, что есть еще какой-то сюжет об их разговоре. Оправдывает ли это 3 тысячи лет ожиданий?... :brick:
А такой ведь потанцевал... Хотя тут уже мне остро не нравится формат суда. О чем судиться тогда, когда все уже поделено-разделено, а взаимонеприязни достигли катарсиса и обернулись закономерными последствиями? Мне бы хотелось видеть что-то такое блаженное: чтобы героям уже не нужно было ни за что воевать, и они могли бы просто спокойно подвести итоги своих жизней, которые потом забудут навсегда. И они бы с невозможной откровенностью пространно рассуждали о каких-нибудь всеобъемлющих вопросах: о дхарме, об архетипе идеального правителя, о путях человеческих. Впрочем, меня начинает уносить.
Мои впечатления от самого этого вида-образа судебного заседания.
Чудесно то, что ситкомовские тут не только герои, но и сам этот Суд Небеный. У меня в голове призраком восстает какая-то сцена из Ворониных.
Никакого порядка нет. Судья препирается с подсудимыми: они кривляются, он шутит в ответ, чуть прикрикивает там чего-то для виду. И кто-то из зала посоянно перетягивает внимание на себя. Нет никакого ощущения, что герои больше не цари всеземные и что есть кто-то выше них. Будто это и не суд, а так - бутафория. Действо, до основ пропитанное коррупцией и родственными связями.
И повторюсь про то, что мне непонятно, почему герои обвиняют сами себя. Они же замешаны в одном общем преступлении, но их главную жертву - их народ, всеблагие Боги предпочли бережно забыть.
Еще несколько слов в подтверждение засилия коррупции на небесах.
Не очень понятно так же и то, кого вообще судят. С этим у меня связано много печали, потому что сериальные герои мне чаще всего достаточно мало интересны.
Тут нет, как это мне, по крайней мере, кажется, никакого первоисточника, и события, бывает, принимают совсем странный вид. Некоторые спойлеры Это довольно маленькая группа сцен, но она все-равно создает ощущение какой-то игры без правил, в которой кто угодно может высказать что угодно, взяв это откуда-то.
В следующеп моемнте я, бесспорно, виновата только сама ( в чем совсем не расскаиваюсь), но мне решительно не ясно, что вообще стоит на кону? Что будет, если героя не оправдают? Да, конечно, нужно было смотреть серию про Шакуни, я не спорю... Однако ограничусь тем, что просто отмечу это, чтобы вы лучше понимали контекст моих соображений.
Размышления о некоторой мелочности и личные антипатии к отдельным героям и мотивам. Так же слово об антураже.
В этом всем действе, во всех обвинениях и оправданиях, мне не хватает пока что какой-то целостности и широты. Вот обвиняют Дурьодхану в том, что Сериал как-то скользит по этому, будто бы пытаясь не стать очень серьезным.
Так же хотелось бы пробежаться по героям и антуражу. Мне нравится местный кастинг и местные костюмы. В отличие от многих других сериалов и фильмов, здесь нет никакого жуткого нагромождения очень тяжелых элементов одежды. Никто не заставляет бедных индийцев круглые сутки ходить в несоразмерно огромных нагрудниках, ожерельях и кокошниках на голое тело, в рамках мира произведений сделанных, судя по всему, из чистого золота. Это очень человеколюбиво и большой скачок для всего нашего общества! Я не очень понимаю, впрочем, почему сериал постриг героев - и мне это несколько грустно.
Также сложно не отметить местную замечательную инновацию: только сегодня и только сейчас, панцири можно снять!!!! Как помнят зрители Мбх2013, иногда это история на всю жизнь - облачающийся в панцирь кшатрий проходит некую инициацию, и эта часть костюма становится частью его тела. И только тогда, когда впадет он в грех великый, огромная чорная лепучка, являющая лик свой не каждому, но, в общем и целом, каждому, расстегнется на могучей спине его...
Правда авторы не посчитали нужным надеть на героев эти замечательные панцири в сцене битвы на палицах, что прискорбно. Но я все-таки надеюсь на их дальнейшую благоразумность - добро сие не должно пропадать.
Мне очень нравится местныйЮдхиштхира : его спокойный, звучный голос, довольно приятное лицо. Он производит впечатление сильного волей человека, который может притерпеть очень многое и сделать то, что посчитает нужным.
Дурьодхана местный был, как мне показалось, прямо-таки подлинным форумным кабанчиком, извлеченным из пучин интернета. Он заключил в себе и светлую дружбу, и какую-то долю ума (супротив сущности преступно присутствующего здесь Шакуни), и способность за себя постоять, и некую демонстративность, и совсем уж подростковуюскандальность . Разве что он очень уж хамоват. Не могу про него ничего сказать, потому что он мне таким никогда не нравился и никогда не понравится. Мне мил какой-то пыльный образ бледного мертвого герцога сказочных лет: чуть карикатурного, чуть надорванного, цинично-жестокого, покровительственно-снисходительного, злокозненного, своевольного, властного и бесконечно наивного. Не думаю, что я этот призрак когда-нибудь увижу, да и здесь меня, пожалуй, чуть прибьют
Своего рода подношение митрологии.
А чтобы точно этого достигнуть, я еще прибавлю, что митры здесь больно уж сладкие, хоть на хлеб намазывай. Никакого, понимаете ли, трахизма, а одна только медовая слякоть. А что, если б одного из них жертвенно отправили бы в Нараку? Вы представьте, как это было бы душевно: на этом суде они встретились бы в последний раз - тогда, когда уже распрощались. Но только на миг: только чтобы снова вдохнуть смрад земной и, потерявшись в разных мирах, раствориться в своих изначальных сущностях без следа.
Это был бы натурально Ахилл, встречающий призрак Патрокла: только с помаркой на то, что этот святой союз мне не хотелось бы как-то придушить
Впрочем, хватит о митрах.
О прекрасно-ужасной перепалке между Дурьодханой и Юдхишхирой. Без слов.
- Дхармараджа, я, конечно, не разбираюсь в дхарме и политике. Это вы знаете. Поэтому я думал на Дхармакшетре задать вам некоторые вопросы и пополнить свои знания.
- Спрашивай.
- Когда кшатрий узнает, что его враг готовится к какой-либо войне, то что ему следует сделать?
- В такой ситуации кшатрий должен приумножить свою силу, чтобы быть готовым к бою.
- Спасибо, понял. А должен кшатрий всегда ждать войны?
- Нет, Дурьодхана. Истинный кшатрий - тот, кто не допустит появления самой ситуации, ведущей к войне.
- Это я и делал, Дхармараджа! Я не хотел, чтобы была война. Враждебность я испытывал лишь к вам. Если бы вам настал конец, то войны бы не было. Столько невинных людей были бы сегодня живы. Но нет! Вы даже умереть не сошли подходящим.
-(Бхишма) Что ты говоришь, сын?
- Верно говорю, дедушка. Вы никогда не обращали внимания, но я за ними наблюдал в гурукуле, как они учились сражаться. Они так изучали военное искусство, будто сейчас на поля боя и прыгнут! Сначала пришли в нашу гурукулу и стали учиться у нашего наставника. А потом прямо на глазах становились такими матсерами, что и не спрашивайте! Зачем? Зачем они так готовились? С кем они собирались сражаться? Что за напасть шла на Хастинапур, что у них была надобность приобретать тако военное мастерство?
- Надобность была. Надобность была, Дурьодхана. Ты всегда жил во дворце. Ты никогда не скитался как мы, Дурьодхана. Ты никогда не рос с мыслью, что твое в чужих руках. Ты никогда не испытывал в чем-либо недостатка. Если бы ты захотел, Дурьодхана, то обнял бы своих братье и разделил с нами все блага и удобства, которыми обладал. Но ты так не поступил! И, Дурьодхана, если мы совершенствовались в военном искусстве, тебе следовало гордиться, что это - твои братья. В их силе - твоя сила, но нет! Тебе обучение казалось подготовкой к войне. И о какой дхарме кшатрия ты говоришь, Дурьодхана? Дхарма кшатрия позволяет избегать войны, но не обманом.
По следам перепалки.
Яркость этого самородка, при всей своей полной бессмысленности обладающего неким внутренним смыслом, я оставлю девственно чистой. Но одна-единственная фраза все-таки подвергнется оценке.
Столько невинных людей были бы сегодня живы.
На самом деле, читая текст, я понимаю, что это выглядит вполне нормально - в должной степени истерично и искренне. Но в сериале, наверное благодаря игре, мне увиделась какая-то довольно циничная манипуляция. И в такой перспективе мне кажется, что Дурьодхана, переживший войну, потерявший друзей и близких, проклинавший себя, но смирившийся, никак не мог подобного сказать.
Вместо итогов: оправдания.
Ничуть не скрою, что,:возможно, эти впечатления изобилуют самыми разнообразными неточностями и оговорками. В конце-то концов, память человеческая бывает слаба. Надеюсь, вы простите мне эти прегрешения и не станете казнить меня за то, что я казню сериал на 4 эпизоде. Ну остается же за ним возможность исправиться, а за мной - возможсть прозреть!) Раздражение когда-нибудь уйдет и явится смирение: тем более, что моменты с эпосом тут сняты вполне хорошо.
Думаю, это, в любом случае, можно назвать достаточно интересным и необычным зрелищем, как-то стремящимся осмыслить самого себя. В конце-то концов, это и логичное развитие лавины фильмов и сериалов про Карну, которая обрушиваеся на наши грешныя лбы с небес уже несколько десятилетий - официальное, можно сказать, обправдае злодеев "на всех экранах страны".