31:30 - Осуждение Карны. Далее подряд - Гита.
1:21:30 - Смерть Пандавов и притча о собаке
Полное содержание - vkvideo.ru/video-18853836_456240494
Интересные статьи про Карну
https://karnaarjuna.blogspot.com/2016/12/temples-of-mrityunjay-karna-in-india.html - Храмы в честь Карны. Их, оказывается, много-много.
https://karnaarjuna.blogspot.com/2017/12/karna-heartstealer-of-mahabharata.html - победоносное шествие Карны, собирающего "фанклуб")
Внимание! В посте пристуствует довольно высокий уровень симпатий к главному злодею эпоса!
Нечто о детстве героев
Шумел дождь, клубились серые тучи, и сломанное окно грохотало с какой-то исступленностью. У кровати назойливой мухой крутился нервный кот, не желающий ложиться спать. А я погрузилась в такое состояние, когда сознание еще не совсем потеряно, но уже и не распознает реальность: и образы становятся особенно яркими. Когда-то давно, уже и не вспомню, когда, я очень часто впадала вечерами в забытье и переживала выдуманный сюжет на мотив эпоса. Потом мой интерес к нему совсем угас, и я вспоминала об этом только с раздражением: но вдруг все воскресло вновь, с новой силой. Не то, чтобы тут была какая-то моя воля. Просто образы спонтанно понеслись в голове, и уже невозможно было оторваться: да и этого в высшей степени не хотелось.
И вот встает в этой шумной, холодной ночи идиллический, несуразный образ полянки. Над свежей травой возвышается огромное и страшное, как тысячи рук, дерево - бенгальский фикус. А рядом - искусственное озерцо с прозрачной водой. Чуть поодаль стоят белые шатры, в которых царевичи прячутся в полуденное время. Сейчас же солнце только встало, и кауравчики предаются разным забавам, сбиваясь в кучки. Юдхишхира стоит у дерева, скрестив руки и целомудренно скрывая за отцовской улыбкой величайшее презрение к этой пустой беготне, Арджуна залез под самую крону дерева и с интересом следит за поляной, болтая ногами. Бхима мутузит мальчика-слугу, пролившего охладительные напитки. Тому остается только жалобно принимать удары и поскуливать. Вокруг него столпилась кучка болельщиков: они кричат всякое несуразное и машут руками. Чуть поодаль на траве, уперевшись руками в колени, сидит Карна. Он злобствует и ругается, показательно поддерживая слугу, только чтобы разозлить Бхиму. Если тот бросится на него с кулаками, то Карна будет в высшей степени счастлив: потому что маленькому семилетнему мальчику останется только разбивать ручки в кровь об панцирь под заливистый смех наглого суты. Тот, впрочем, пресытившись подобным опытом, стал смотреть на Карну с исключительным господским пренебрежением: и даже ни разу не повернулся в его сторону в этот день.
Наконец-то слуге выпадает удачная секунда, и он бросается прочь, прихрамывая. Бхима довольно смотрит ему в след: его внимание уплывает в другом направлении. Карна, вспомнив что-то, вдруг подскакивает и убегает за слугой с видом человека, совершенно растерянного, и полянка продолжает кружиться, предаваясь всяческим незатейливым играм.
Дурьодхана в последние дни почти и вовсе перестал играть. Он много спит, а просыпаясь, старательно обходит открытые пространства стороной и, найдя укромное место у озера, часами смотрит на воду. Иногда он впадает в детский запал и бежит к остальным, но тогда ему становится нестерпимо тошно и противно. Он находит удобный момент и, улизнув от шумной толпы, бредет куда глаза глядят. И всматриваясь в свое отражение, он видит лицо с большими черными кругами вокруг впалых глаз. Впрочем, некоторые люди во дворце еще вспоминают его маленьким, улыбчивым и гордым до умильной тщеславности мальчиком. А сейчас он как раз в игривом настроении, и выйдя из шатра, весело топает к дереву. Бхима рад встретить его первый раз за несколько дней. Он бежит к брату, задорно припрыгивая, и бросается на него. Между ними начинается шуточная потасовка: они как коты машут руками, смеясь и перекрикиваясь, но вдруг Бхима валит Дурьодхану на землю и бьет по лицу. Дурьодхана быстро выходит из себя, и, начавши старательно брыкаться, изо всех сил пытается подняться. Это только распаляет Бхиму, и он принимается колотить брата все сильнее и сильнее, пока не разбивает ему в кровь губы. Дурьодхана уже не смеется и не рычит, а скорее плачет, а Бхима, увидев его кровь на кулаке, впадает в исступлённый восторг и, подскочив, хватает Дурьодхану за ногу, чтобы утащить его к озеру. И этот маленький мальчик, потерявши самообладание, хватает руками землю-мать вместе с травой, но она не способна его защитить, как и его собственная мать: будь он хоть трижды царем всего пятиречья. Юдхишхира, уставший от своего невыносимого брата, цивильно уходит за дерево, а Арджуна пытается что-то кричать: но он слишком высоко, и никто его не слышит, так что ему остается только погрузиться в себя. Кауравчики разбегаются во все стороны, боясь попасть под горячую руку, и полянка пустеет. Дойдя до озера, Бхима останавливается, а Дурьодхана уже не пытается встать и только тяжело дышит. И тут Бхима замечает, какой он стал грязный. У него появляется благая идея брата помыть. Но коты не любят купаться, и Кот вдруг вздрагивает всем телом при контакте с водой. Он судорожно хватается за Бхиму, пытаясь удержаться, но тот все равно утаскивает его с головой под воду, и царевич сразу начинает захлебываться, выпуская пузыри воздуха. Разносившиеся по полянке вопли сменяются на бульканье и плеск, а потом и вовсе утихают. Бхима подымает брата над водой: на миг пред ним предстает бледное лицо утопленника с повисшими уголками рта и глубокими мутными глазами. С длинных волос капает вода. Он было кашляет, но Бхима снова весело тащит его под воду. Звуков уже не слышно. Вдруг на полянку выбегает злобный Карна, машущий кулаком и самыми непотребными словами (очень высокопарно, при этом) грозящийся сделать что-нибудь плохое, если негодяй не отпустит будущего махараджу куру. Бхима злостно смотрит на него, но осознавши, что ябедный сута побежит за старшими и ему обязательно премного достанется, вытаскивает Дурьодхану на берег и уходит прочь. Карна смотрит ему в след, осознавая мучительную невозможность ударить его, и горестно разжимает кулак.
Первое, что видит Дурьодхана - большие, широкие глаза, нависающие над ним. Он несколько приходит в себя и садится, обхватив ноги руками. Ему, может быть, хочется бросить вызов и величественно победить зловредного врага, как это подобает кшатриям, но он уже устал, отчаялся и понимает, что почему-то это невозможно. Но он все-таки будущий царь и должен обязательно сделаться повелителем мира, как его деды и великие предки. Но как же это может произойти? Он все же знает, что царями не становятся, а рождаются. И этот красивый юноша, сидящий рядом с ним, мог бы быть каким-нибудь великим свараджей, но почему-то он только сута. Дурьодхане не очень это понятно, но зато однозначно понятно, что с Бхимой приличным свараджей он сам стать никак не сможет, а раз уж Бхима такой бессмертный ракшас, то надо последовать примеру Господа Вишну
Вот, собственно, сам первоисточник, точнее самый основной из них , кому интересно.
Нечто еще об этом
Я благодарна автору первых постов этого форума за то, что он привел некоторые сведения о том, как могли обстоять дела с ппрестолонаследием(там он, насколько я помню, предполагает, что и Д и Ю должны были получить какие-то земли). Я не могу на этом настаивать, но этот взгляд кажется мне интересным, так что я почему-то в этой художественной выдумке придерживалась именно его, хотя и не имею ничего против других. Впрочем, в эпосе, мне кажется, есть некоторые противоречия этому: "Владыка людей Дхритараштра, хотя и обладает глазом знания, но вследствие своей слепоты еще прежде не получил царства. Как же он (теперь) может быть царем? Также и Бхишма, сын Шантану, верный данному слову и непреклонный в обете, который еще раньше отказался от царства, никогда не примет его. Мы сегодня помажем на царство, по установленным правилам, старшего пандаву, юного, но с нравом взрослого, справедливого и чуткого к несчастным...." О Д тут ровным счетом ничего не сказано, будто его и вовсе быть не должно: хотя сторонники Юдхишхиры же говорят. В принципе, можно предположить, что они тут вовсе отметают права Дхритараштры. Д говорит в последующем нечто, что можно было бы истолковать подобным образом: "Панду некогда получил царство от отца благодаря своим личным достоинствам. Ты же из-за отсутствия достоинств не получил царства, хотя оно и досталось (тебе). Если этот пандава получит (царство) как наследство от Панду..." Далее он говорит еще таке, что можно интерпретировать и так, что его отец до сих пор не полноценный царь, и так, что он не стал им перед Панду(мне кажется, что вторе более убедительно): "Если бы ты, о царь, прежде стоял в царстве, то мы несомненно получили бы царство, даже против воли народа." Потом еще Бхишма добавляет на совете нечто, дополняющее это: "О Дурьйодхана, подобно тому, как ты, сын, смотришь на это царство как на наследие отцов, точно так же смотрят (на него) и пандавы. Если славные пандавы не получат царства, то как же оно может принадлежать тебе или кому-нибудь из потомков Бхараты? Если ты (считаешь), что получил царство по закону, то по закону они также унаследовали царство еще раньше, – таково мое мнение. Пусть же будет отдана им полюбовно() половина царства, ибо это, о тигр среди мужей, (будет) благом и для всех людей."
Вообщем, если сюда еще заходят люди, которым эта тема интересна, и если есть что-то достаточно серьезное по теме, что можно было бы почтитать на русском или английском языках, то было бы замечательно:shy:
Нечто о Юдхишхире в свете этого
Вы могли бы подумать, что мне нравится эта версия в первую очередь из-за Д, на которого я, как это можно заметить, любовно посматриваю, но на самом деле она мне нравится из-за Юдхишхиры) Просто я совсем не понимаю, почему Видура советовал ему не обращать на Д внимания: это же верный способ погубить младого раджаришу. Разве Видура так жесток? Но если смотреть на ситуацию с вышеизложенной точки зрения, то это обретает некоторый смысл. В таком случае Ю не представляет для Д такой опасности, из-за которой можно было бы его убивать. Видура мог бы и полагать, что у того будет возможность и вовсе отказаться от наследства в случае, если Д начнет чрезмерно зверствовать. Он мог надеяться на то, что Д "перебесится" и, осознав относительную безвредность предельно миролюбивого и "глупого" Ю, оставит его в покое. Тогда Видура, может быть, просто не желал разжигать этот конфликт, оставив Д наедине с его грехами и его бедой. Но ситуация вдруг начала разворачиваться так, что Ю стал настоящим яблоком раздора: а потом благополучно вжился в дхарму царя, и вдруг выяснилось, что с точки зрения внешней политики он кто угодно, но точно не чуждый амбициям, скромный царственный мудрец
Нечто о Карне
Начну я, пожалуй, с того, что Мбх на ночь любовно бросил мне в глаза момент, до этого милостиво щадивший мое внимание. «Увы, вот и сама рыдающая, тяжко страдающая мать Сушены при виде Карны, не сломленного духом, мощнодланного, (по-прежнему) украшенного золотою гривной — лишившись чувств, упала. Немногое уцелело после плотоядных (хищников), со всех сторон обгрызших тело, о великий духом!»
А вот я еще подумала: что было бы, если бы вселюдно раскрылись интриги Д? Самого Д и Шакуни осудить было бы достаточно сложно, да и ни у кого не возникло бы такого желания. А вот Карна? Он сын суты, его любит, пожалуй, только сам Дурьодхана. Он стал бы отличным человечком, на которого можно спустить всех собак: что означает пытать и казнить на радость народу. Рисковал ли, интересно, он, или же был полностью уверен в себе? Не знаю, но мне, в любом случае, хочется думать, что он и тогда готов был пожертвовать жизнью ради Д.
Великий Демон Дурьодхана
О Боги, что утопили меня в праздности, о слабый дух! По пути в больницу я искала что-нибудь такое... Ищущий найдет, и посему предоставляю вам на суд одно замечательное видео. Не знаю, чем оно меня так покорило. Люблю я кришнаитов, наверное.
Один из таких главных героев Махабхараты - этот самый... Дурьодхана. Который тоже еще будучи ребенком... Еще будучи ребенком он имел совершенно не детские амбиции. Вот. И уже тогда он был готов на все. И вот этот вот демонизм, асура бхава - это особое такое настроение, в котором может пребывать человек. Оно очень опасно. И Кришна в этой... 16 главе говорит, что божественные качества - это то, что освобождает человека. Демонические качества... они наоборот сковывают. Сковывают обозначает "ограничивают свободу". И в конце концов это живое существо деградирует полностью вниз. Допустим, тот же самый Дурьодхана со своим этим... любимым дядей Шакуни. Что они творили?! Какие вещи они делали? То есть почему они так не взлюбили таких замечательных личностей, как пандавы?! Да, то есть это вообще... Пришли жители Высших Миров , так сказать. Династия Яду это полубоги вообще были.
И он увидел в братьях пандавах не братьев, а угрозу своей власти, угрозу своим наслаждениям. И с детских лет у них была жуткая вражда, когда он там хотел и Бхиму отравить. Фактически отавил его. Вот. То есть, чудом Бхима спасся. И потом позже, когда они отправили их в эту Варнаврату там, подожгли этот дворец и прочее. И как он радовался! Как он радовался смерти. Что вот они исчезли, все! Он, он просто ликовал.
То есть какая-то вот особенность демонического сознания. Он ликует, когда другие страдают. А все благочестивые люди: Видура, Бхишма - они были в трауре от того, что, таки, надежда престола... Бхишма вообще хотел в Гангу утопиться, потому что: "Весь смысл моей жизни вообще, он пошел крахом! Потому что я оставался столько лет только для того, чтобы в конце концов эта династия оказалась в надежных руках благочестивых людей. И вот тут такой печальный конец." Тока Видура его остановил: говорит что: "не волнуйся, так сказать, пандавы должны быть живы по определенным признакам". И когда они всплыли опять (на фоне то ли смешок, то ли движение стула), так сказать, на этой сваямваре Драупади. Когда стало ясно, что обычные брахмаы так из лука стрелять не могут. Вот. Стало ясно, так сказать, что это кто-то очень необычный. Какая тревога была на лице этого Дурьодханы и Шакуни... То есть вот это вот умонастроение демона. То есть, вот это вот и есть вот этот вот принцип (цитата на санскрите) - что целью жизни являются чувственные наслаждения. Все. И все остальное мы жертвуем. Мы принисем в жертву что хотите. То есть любые самые ужасные, самые кошмарные вещи мы можем совершить только для того, чтобы наслаждать свои чувства... Значит, еще было не известно, пандавы, где они там, живы-неживы, и Дурьодхана пришел к... этому самому... Бхишме... значит, с такой речью, что, значит: "Я слышал, в шастрах говорится, что если в каком-то царстве нет наследного принца, то это лишает царство милости Богов." Он говорит: "Почему же вы, так сказать, дедушка, не хотитепровозгласить меня? Пандавов же нет, все. Они сгорели. То есть, зачем вы лишаете наше царство милости Богов?" На что ему Бхишма ответил. Он говорит: "А с чего ты взял, что наше царство лишено милости Богов?" Он говорит: "У нас что, какие-то эпидемии? Или там какой-то падеж скота? Или там какая-то непогода, или что-то еще? С чего ты взял, что у нас, так сказать, какие-то..." То есть, вот по этим признакам можно заключить, что, так сказать, какая-то страна лишилась милости Богов. Да? Что вот по каким-то природным катаклизмам, потому что там беспричинно умирают люди или что-то еще. По этом можно понять, что это место... полубоги, что называется, плюнули на него. И теперь, иеперь жуткие вещи там происходят. Вот... Он говорит: "С чего ты взял? У нас все хорошо. Разве у нас какие-то аномалии в царстве?" То есть, этим намеком Бхишма показал ему: "С чего ты взял, что у нас нет наследного принца?" То есть, в сознании Дурьодханы его уже нет, потому что он уже там убил Юдхишхиру внутри себя. Да, он сделал все, что для этого... Бхишма ему говорит: "А я не вижу никаких (неразборчиво). С чего ты взял, что у нас нет наследного принца. Смотри, у нас в царстве все хорошо. Значит, что он есть." А Дурьодхана-то не допускает, что его противник жив. Он думает: "Есть. Ну значит, раз я есть, то чеж меня не короновать?" Вот такое мышление демона. То есть, ему Бхишма говорит: "У нас есть наследный принц. Имей ввиду, что это не ты, Дурьодхана " То есть, он с таким пониманием... а тот говорит: "Ну раз я, Я есть!" Думает, что он про него говорит... Вот оно, мышление демона: что он никак не может понять, что где-то в другом месте есть кто-то еще, кто может, так сказать, наслаждаться. Как это?! То есть он все сразу к себе. Он говорит: "Ну вы, дедушка, так добры, если я есть и, так сказать, все благословения полубогов, то надож все это дело формально закрепить...
". Бхишма говорит: "Давай, валяй." Он говорит: "У нас есть реальный принц, просто он через некоторое время вернется." "Теперь" - говорит: "можно кого угодно в молоке купать". " Что толку?"- говорит. Ха. "У нас есть другой. Когда он придет, то это все будет фактически аннулировано. Хочешь опозориться, Дурьодхана, в очередной раз? Ну пожалуйста. Получишь свое. Хе." То есть, Кришна так устраивает, что каждый получает свое. И поэтому когда на сваямваре Драупади до него дошло, что пандавы перед ним, то есть, они живы. Какое у него было лицо! (воодушевленно, с нотками смеха) потрясающее. Он понял, что все-все-все зря. Все, так сказать, их планы были зря, и что теперь ему в очередной раз прийдется, так сказать, оправдываться. В детстве его, так сказать, чуть не засудили за то, что он отравил Бхиму. Сейчас он, так сказать, понимает, что наказание будет куда-куда сильнее: потому что это уже не детские, так сказать, шутки. Он уже взрослый человек... Тем не менее, вот так сознание демоническое функционирует, что человек никак не может включиться(?)... То есть, вот этот дух чувственного наслаждения - он погружает ум вот в эти вот иллюзии (на санскрите)... там. Находится в сети иллюзий, поглощенный всеми этими желаниями многочисленными. Потому до конца жизни их беспокойства неисчислимы. И так постепенно онискатываются все ниже и ниже, приобретая все более сильную тягу к чувственным наслождениям, и в конце концов попадают в Ад. Вот это вот итог демонического мышления
Насколько я могу судить, вылавливая отдельные убогие фрагменты из памяти, это что-то из сериалов или около того. Мотив суда, я точно помню, был в 2013. Об этом свидетельствует упоминание лица, которого у известного легендарного арийского царя, естественно, нет и быть не может. Любимые, родимые "каждый получает свое " и "(те, кто мне не нравится), попадают в Ад" - все на месте, все рядком. Также имеет место быть дурной Бхишма, который позволяет Д получить власть и отправить, в результате, Ю осваивать новые территории для народа куру, подобно тому, как царь заселяет на новые земли шудрами, и, к тому же, еще
большой поклонник Достоевскаго.
Однако же, мизансцена
На рассвете (того же дня) Карна-Вайкартана, почтительно сложив ладони, с улыбкой обратил к царю Дурьодхане свою мудрую речь: «Не может мертвый покорить врага, лишь живому выпадает удача. Как может мертвый достичь успеха, о потомок Куру, как может он добиться победы? Не время теперь для того, чтобы печалиться, (терзать себя) страхами или (ждать) своей смерти!» Обняв (царя) своими мощными руками, (Карна) продолжал: «Вставай, о царь! Чего еще ждать? Отчего ты печален, о сокрушитель недругов? Почему ты хочешь умереть, когда ты уже подавил врага своей мощью? Или страх обуял тебя при виде могущества Арджуны? Даю тебе верное слово: я уничтожу в бою Арджуну. Поистине, когда пройдет тринадцать лет, я, взявшись за оружие, заставлю Партхов покориться тебе, о владыка людей!» (Араньякапарва, Сказание о походе в становище пастухов.)
Это, кажется, один из очень немногих моментов, когда К обнимает Д, а не наоборот. Ну, пускай это хотя бы будет раздражать умы серьезных митронелюбителей, если тут хоть такие есть. Почему бы и нет?)
Я всматриваюсь в одухотворенное лицо стриженого Дурьодханы и думаю, как же глубоко автор понимал эти горечь и стыд... глубже на этой работе может быть только образ самого дальнего близнеца. Хотя, впрочем, они все близнецы.
Но чего художник не уловил, так это пропорций. Из эпосов ведь прекрасной известно, что бесконечными у героев должны быть руки, а не ноги. И это, впрочем, так правильно: ведь из длинных луков нужно чем-то стрелять. А длинные ноги тут, пожалуй, и мешают: потому что героические индусы ведь не бегают подобно грекам, а, в основном, только стоят. Коротенькие ножки тут добавили бы твердости, которая, бесспорно, очень нужна.
К сожалению, я больше не могу появляться на форуме каждый день, так что всякие мечты о его полном воскрешении прийдется оставить. Но мне все-еще можно писать нечто для себя 2-3 раза в месяц!) К чему и приступлю. Подражая Достоевскому, назову эти записи, которые, скорее всего, превратятся в серию, дневником.
За эту неделю у меня скопилось какое-то колличество соображений, которые хотелось бы изложить. Это не серьезные, умные мысли, но только всяческие дилетантские впечатленъица современного атеистического человека.
О смерти Карны
Как-то ночью я смотрела в потолок и совершенно не могла заснуть. Когда я уже совсем измучилась, то мне на ум пришла фраза, которую я помню по Собору Парижской Богоматери: "А коль на ложе сна не спится, нам остается размышлять."
И поток бесформенных мыслей как-то привел меня к этому интересному мотиву.
Он всегда казался мне таким простым на фоне прочих смертей из этого эпоса: никто не мучается моральными вопросами, не собирается в кружок вокруг умирающего страдальца, чтобы толкнуть громадную возвышенную тираду. Тут нет какого-то переходного состояния, когда герой уже и не живой в полном смысле слова, но еще и не окончательно мертвый: есть некое подобие этого, но даже так Карна хоть и разбит, но бодр, сопротивляется и не теряет надежду. Если другие герои умирают в некотором умиротворении, то Карне эпос не дает никакого последнего слова или акта смирения воли. Его история обрывается как-то вдруг, на полуслове, оставляя его в некотором разочаровании и в бессильной злобе на весь мир. Спутник его стремительно уезжает, а союзники вовсе не собираются лить над ним горькие слезы в бесконечных монологах, посыпая голову пеплом . Какие-то безымянные лица смотрят на это дело в одном абзаце, дивятся и разбегаются кто куда. Дурьодхана что-то несуразное бубнит и даже не думает поехать к телу друга. Нельзя сказать, что мир безразличен к этому событию - нет, вовсе наоборот: все ликует и горит. Но это нечто внешнее: некая суматоха и суета: это подобно тому, как если бы в людной комнате вдруг выключили свет - и началась толкотня. Помню, что первое прочтение этой сцены оставило во мне пустоту и даже какое-то безразличие. Хотя мне тогда нравился этот герой до полнейшего карнопомешательства, и я воспринимала его как некий идеал.
И вот я пересматриваю некоторые моменты из сериала 1988 года: там все, конечно, так, как это принято, наверное, во всех сериалах по нашему эпосу. Карночку оплакивают, прощаются с ним, рыдают над его трупом, Д толкает задушевную речь, Шалья никак не может сказать ему страшную новость, и Здесь Карна умирает, впрочем, еще более молниеносно. Он даже ничуть не впадает в уныние, не теряет лицо и уверенно требует не стрелять в него.
Конечно, я вспоминаю и сериал 2013 тоже: там уже "сломанный" мотив в полной мере доведен до правильной точки. Все Карну не только оплакивают, но еще и беседуют с ним обо всем на свете. И голова у него уже абсолютно бесспорно на месте.
Анализируя свое отношение к этому сейчас, я глубже понимаю, почему же этот эпический мотив запомнился мне очень ярко и почти что болезненно - при том, что изначально у меня не находилось про него никаких слов.
Все тут именно в этой голове, а точнее в ее отсутствии - в этом шаблоннейшем восточном мотиве.
Что такое тело без головы? Это, может быть, красивый или величественный, сияющий, может быть, браслетами, кусок мяса. У него нет индивидуальности, нет даже посмертной маски - в прямом смысле слова нет лица. Над безголовым Карной рыдать, должно быть, очень сложно, потому что непонятно, какую конкретно часть нужно оплакивать. Вот, у Чопры Шакуни склоняется ему на грудь. Но разве грудь является сосредоточением мнимой материалистической индивидуальности Карны? Нет, и в данных условиях она никак не ведет к голове: она полностью от нее отделена. Можно было бы горестно склониться и над головой и трогательно стирать кровь с ровных, пухлых щек, но в таком случае тело, игравшее немаловажную роль в жизни Карны, останется как-то печально забыто. Или что? Чередовать объект своего чувствоизлияния, выказывая внимание обеим частям Карны? Да, думаю, можно - но это требует осознать полное отличие частей от Карны. А если уж ты хорошо понимаешь, что перед тобой только оболочка, то зачем же так любоваться ей и так над ней страдать?
Эта шуточная, но разрешимая разве что дополнительным надругательством над целостностью трупа, проблема, вставшая передо мной когда-то, очень сильно подчеркивает саму суть смерти. Жизнетворное начало покидает тело: и остается только эта форма, которая может быть разделена на множество равноправно несамодостаточных частей, потеряв, тем самым, всякий образ живого существа, над которым можно было бы лить слезы, оплакивая его уход.
Это оставляет впечатление полного исчезновения из нашей с вами ощутимой органами чувств реальности, и потери даже того, что можно было бы обливать слезами, по причине осознания полной бессодержательности этого. От Карны остается только некая идея о его присутствии некоторым временем ранее: и понимая это, я понимаю, что он всегда был и будет только такой идеей, не имеющей телесности, да и вообще какой бы то ни было формы. В сущности, этими словами "Карна, Радхея, Вриша, Вайкартана" называется только некий набор не очень определенных выражений, формирующих субьективные и всегда разные ощущения, в некоторой степени создающие в голове образ какого-то человечка.
Я помню, как меня прошибло этим осознание: в руках у меня всего-навсего набор связанных общим смыслом русских слов, распечатанных на бумаге и вызывающих различные ассоциаци, во многом зависящие только от личного опыта и предпочтений .
Впрочем, к этому можно добавить еще нечто о мимолетности и о Дурьодхане, который недостаточно страдает.
Начнем, пожалуй, с первого.
Как я уже писала выше: "Если другие герои умирают в некотором умиротворении, то Карне эпос не дает никакого последнего слова или акта смирения воли."
Можно даже добавить, что, вместо смирения воли, он проявляет ее с особенной силой, в последние секунды своей жизни хватаясь за оружие и нападая, когда уже всем трем мирам очевидна его участь. И этот последний отчаянный всплеск живой энергии в приговоренном к смерти, "уже стоящим с мешком на голове", обрывается выстрелом .
И вот, этот полный пыла и энтузиазма человек, споривший с Богами и открыто заявлявший всему миру о своих великих грехах только для того, чтобы ошеломить оппонента невозможной откровенностью, вдруг умирает.
Но не потому, что он проиграл в бою, не потому, что он нуждался в этой смерти, не потому, что он пришел к завершению своего жизненного пути и не потому, что нельзя было иначе. Тут виной только проблеск мимолетной возможности, только злоба, на мгновение охватившая Арджуну. Конечно, за этим всем стоят происки судьбы: специально для Карны, всегда желавшего величайшей славы, они приняли вид мелочной подлости.
Я еще заметила одну деталь: мы знаем, что согласно проклятию он должен был забыть свое божественное оружие в роковой момент. Но он его не забыл: "Тогда Карна, укротив то пламя «оружием Варуны», затем с помощью (сотворенных им) облаков окутал все стороны света мраком, как будто то был ненастный день!"
Вероятнее всего, это просто результат сочетания редакций... но как же характерно.
Есть еще нечто другое, на что в сериалах обычно не обращается никакого внимания: некие такие чудныя карнянские мелочи. В первую очередь, конечно, то, что войско бросило Карну, разбежавшись во все стороны, в ужасе от туч стрел, закрывавших небо(или что-то в этом духе). Тут мне действительно видится некий мотив всеобщего бросания Карны: от него убегают сопровождающие воины, его приговаривают к смерти Боги, и судьба становится к нему неблагосклонна, его оставляют самообладание, голова, панцирь, стяг и возница, и дуг уезжает в лагерь, не взглянув на его труп в последний раз. В таком свете я вдруг резко понимаю смысл слов из Википедии, которые изначально мне так понравились, а потом стали казаться бессмысленным бредом: "Его распяли между небом и землей у колеса."
Тут интересна одна деталь, которая раньше взывала на форуме некоторые обсуждения: "Куда делся Шалья? Почему он не помог вытащить колесницу?" Каких-то серьезных объяснений у меня нет, но если заговаривать о пустом, то тут можно увидеть некие психологические причины. Шалья, как мы знаем, немного презирал Карну, а тот проболтался ему о том, что умрет, если его колесница увязнет в земле.
Шалья не захотел ему помогать, а у Карны было слишком много самоуважения, чтобы просить его об этом - фактически молить спасти свою жизнь, когда уже ничего не исправишь.
Это, впрочем, не все. Вспоминается еще один момент, который мне тоже очень мил. Незадолго до этого эпизода с колесницей Карна сбил с Арджуны его шлем, и тот оторвался от боя для того, чтобы перевязать волосы куском ткани. И Карна без всяких слов дождался того момента, когда он закончит. Он, можно сказать, всю жизнь соревновался и красовался перед всеми: а эти все очень хотели его убить. Возможно именно поэтому он вечно всем проигрывал.
Тут снова бросается в глаза то, что Карна очень старался выжить и сопротивлялся судьбе: он пытался вытащить эту колесницу супротив самой сути проклятия, молил о том, что было, казалось бы, естественно для его среды и лично для него. Если снова пускаться в пустословие, то можно предположить, что условный Бог, увидя это его пустое и отчаянное стремление, сжалился над ним и позволил ему вспомнить свое оружие, чтобы он не кончил совсем уж жалким мужчиной средних лет, уныло рыдающим у колеса.
Ведь что, в сущности, было самым страшным в этих проклятиях? Неминуемая ли смерть? Мне кажется, что нет. Смерть так или иначе приходит ко всем. В этих словах, которые Карна пару раз называл довольно ничтожненькими, на самом деле заключалось самое страшное, что только могло для него быть: бесславная смерть, в которой невозможно оставаться благородным воином, смело смотрящим в лицо своему концу, невозможно показать себя так, как он хотел.К слову сказать.
Мне кажется, что желание благородно умереть как это подобает кшатрию было чем-то вроде сверхценной идеи для Карны и даже немаловажным мотивом для участия в войне. Он не думал о том, что победит, и почти что не хотел этого, но был уверен, что все равно нужно воевать - и по-другому никак. И вот этой-то возможности он и был лишен: в чем-то за счет своего стремления возвыситься и за счет неумелого обращения со своими способностями, не подобающего "царям из династии Сомы, владыкам над счастьем и несчастьем" .
Так вот, наш Карна Вайкартана умирает в обнимку с колесом, а злоумный и коварный сын Дхритараштры преступно и подло не рвет волосы и не швыряется предметами, страдая по своему несчастному другу так, чтобы все попадали в обморок от его лиричности. В сериале 1988 года это было благородно исправлено. И некоторые поклонники митров, думаю, гораздо благосклоннее отнеслись бы к такой версии.
Но мне безмерно ценно это краткое и такое неподобающее яркой героической личности отчаяние.
Я напомню читателям, что в эпосе Дурьодхана, ничего не отвечая и горестно вздыхая, в забвении и в слезах твердил "Карна, Карна", а воины "утешая, увезли его в лагерь ". И только такое тут уместно: потерянность, утрата самообладания, какая-то детская уязвимость. Помню, как лет в 7 я оплакивала горячо любимого кота. Но потом я выросла и у меня появилась необходимость "держать лицо": а Дурьодхана навсегда сохранил эту возможность быть жалким, слабым и искренним перед своими подданными и приближенными.
Ну а потом он будто бы и вовсе не вспоминает о горе потери: будто бы для него это ничего не значит.
Конечно, все переживают утрату по-разному, и это возвышенное "я тебя никогда не забуду" определенно имеет место быть, но мне понятно и обратное желание "никогда больше не вспоминать". Как быть, когда муки изничтожают тебя, а жизнь идет, и ты не можешь ни на секунду остановиться, выпав из ее потока? Остается только задушить в себе этот возлюбленный образ. Может, это кому-то и кажется неправильным , но иначе просто нельзя.
Вот примерно следующие соображения у меня имеются по поводу смерти Карны. Думаю, что разглагольствовать тут можно еще долго, да и, пожалуй, до бесконечности, но и так уже много сказано. "Многословие - это скверно" - говорю я, написав 2 тысячи слов на основе двух вечерних бесед с собой.
Если эти рассуждения вам показались дурными, спонтанными и слишком противоречивыми, то я хотя бы надеюсь, что изложила их с должной искренностью и не произвела на вас впечатление автора заказной статьи. У меня есть некоторая надежда написать еще продолжение, в котором будут изложены мои впечатления от антипода мимолетной смерти Карны - смерти Д. Но это явно будет как-то в другой раз, потому что я засиделась - и героическая идея поднять в одном посте сразу несколько крупных тем пошла Коту под тюрбан.