21:11 

ПОСЛЕДНИЙ КАУРАВА. Ашваттхаме, сыну Дроны, посвящается

Brigita


Оргия Праведников --"Последний воин мертвой земли"
Видеоряд: "Махабхарата" (2013)
Источник вдохновения: "Книга о нападении на спящих", хотя нельзя не заметить, что я не сумела отказать себе в удовольствии подправить канон :)

@темы: Ашваттхама, Кауравы, Махабхарата 2013

Комментарии
2018-01-26 в 00:51 

сильно, как всегда.

2018-01-28 в 08:25 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
:hlop::hlop::hlop::up:

2018-04-10 в 00:07 

zdrava
Спасибо, понравилось!

Никогда не понимала, почему из персонажа делают Инфернального Злодея. Всё, что можно предъявить ему плохого — убийство младенцев (избиение спящих я не считаю, потому что это на фоне того, что делала другая сторона оно как-то теряется). Но с другой стороны, это поступок человека, доведённого до отчаяния, загнанного в угол, потерявшего всё в короткий срок и лишившегося всех, кого он любил. Оправдать его трудно, но и осуждать не могу. Ни дай бог никому оказаться на его месте!

2018-04-10 в 00:52 

Brigita
Всё, что можно предъявить ему плохого — убийство младенцев

Ну вообще-то этим младенцам даже в каноне уже за тридцать, и они вполне себе сражались. Он их спящими не убивал. Они проснулись и дрались.

Это, кстати, одна из тех подлостей, которые меня вымораживают: когда бой пятидесятилетнего ветерана на пять тридцатилетних мужиков интерпретируется как "злой маньяк убил невинных младенцев".

2018-04-10 в 01:13 

zdrava
Brigita, а как же младенцы в утробах матерей, которых он убил?
(И из которых выжил в итоге только внучатый племянник Кришны, он же стал царём впоследствии. Совпадение? Не думаю:) )

2018-04-10 в 01:44 

zdrava
Сегодня посмотрела серию, кажется, 89. Там Пандавы ховаются в лесу после Варанаваты, в брахманских прикидах, а мимо проезжает Ашватхаман со свитой. Они боятся, что он их узнает. Давайте его убьём, говорит Бхима. Не, ну каково? Тот ему до сих пор ничего плохого не сделал!

2018-04-10 в 01:56 

Brigita
zdrava,
а как же младенцы в утробах матерей, которых он убил?
Полагаю, в реале это убиение выглядело как фраза: "Да чтоб вам никогда не размножиться, гады!", после чего они встречно пожелали ему три тысячи лет проказы, и на этом высокие стороны разошлись.

Кстати, никаких многочисленных младенцев в утробах матерей не было.
Единственной беременной в роду Пандавов на тот момент была только Уттара, и я согласна: то, что она после этого родила преждевременно -- совпадение. А вот то, что Кришна подменил мертвого ребенка живым (видимо, кем-то из своих младших детей или внуков) -- закономерность :)

2018-04-13 в 17:05 

Brigita
И кстати, еще момент о том самом "убиении младенцев в утробах матерей".
Паталу -- страну данавов, легенда описывает как чрезвычайно благоприятное место, чья жизнь омрачается лишь одним.

Так живут обитатели подземных миров — долго и счастливо, окружив себя всевозможными удобствами и предаваясь самым изысканным наслаждениям. Единственное, над чем они не властны, — это неумолимое время, которое является на миры Паталы в облике огненного сияния Сударшана-чакры, несущей смерть жителям искусственного рая: «Когда Сударшана пролетает по подземному царству, все беременные жёны демонов, завидев её сияние, разрешаются от бремени раньше срока».

Учитывая, что на самом деле Патала -- вполне земная область в устье Инда, а слово "чакра", помимо соответствующего оружия, переводится также как "многочисленное войско", что мы видим?
Отряды из Двараки совершают набеги и нападения на земли Паталы, причем подгадывая время, когда рядом не окажется защитников (коль скоро "огненное сияние чакры" угрожает в основном женщинам)? Кришна с соратниками гордятся тем, что при этих нападениях данавийки от ужаса скидывают младенцев?

Мне в свете это вот что интересно: они что, когда Маху "инвертировали", вообще ВСЕ "грехи Кауравов" с себя списали?

PS. Вслед сказанному. Попалось мне где-то. Была у Кришны в юности развлекуха: утащить одежду купающихся девушек, а потом приказать им выходить из воды с поднятыми руками (чтоб прикрыться не могли). Так что идеи с раздеванием женщин, это тоже как-то не к Кауравам, а совсем к другим личностям...

2018-04-13 в 18:42 

Brigita,
Да тема раздевания она там вообще...
Купания пастушек нам в сериале не показали, но зато был обнаженный Дурйодхана, который шествовал в шатёр матушки в одних серьгах и был перехвачен Кришной, которому, должно быть, припомнились деревенские развлекухи, потому что он, прижигая Дурйодхану пламенным взором, поинтересовался "а не поздновато ли для купания?"
Вообще же в книге "Кришна", первая часть это его похождения во Вриндаване, а вторая жизни в Двараке. И вот там то чрезвычайно много всяких заговоров, Политических убийств и всякого. Однажды Кришна замочил тестя, другой раз Кришна и Баларама пять кого-то замочили, как потом выяснилось ошибочно. Потом Кришна довёл до обморока жену Рукмини, предложив ей развестись. Он так прямо и говорит: "зачем тебе жить со мной, ведь у меня и моих последователей дурная репутация. Мы замешаны в неблаговидных поступках". Рукмини хлопается в обморок, а Кришна потом говорит, что пошутил. Это у него юмор такой дурацкий или же это разговор политический.
А ещё они там с Сатьябхамой затеяли войнушку на райских планетах, потому что Сатьябхаме очень захотелось какой-то особый цветочек с райских планет в своём садике посадить. И ещё Кришна без конца скандалит с брахманами. И воюет с Шивой.

2018-04-14 в 00:47 

Brigita
И ещё Кришна без конца скандалит с брахманами. И воюет с Шивой.

Вот насчет воюет с Шивой -- не помню...
А с брахманами доскандалился до тяжких последствий.

2018-04-14 в 00:49 

zdrava
Купания пастушек нам в сериале не показали, но зато был обнаженный Дурйодхана, который шествовал в шатёр матушки в одних серьгах и был перехвачен Кришной, которому, должно быть, припомнились деревенские развлекухи, потому что он, прижигая Дурйодхану пламенным взором, поинтересовался "а не поздновато ли для купания?"

Мне давно интересно, откуда эта история? И вообще, во всех индийских экранизациях, что я видела, есть эпизоды, которых нет в русском переводе (Бхима и наги, например). Где они это всё берут?

Особенно меня интересует версия сваямвары Драупади, где она запретила Карне участвовать из-за происхождения. Мне она больше нравится, чем та, что в русском переводе.

2018-04-14 в 13:18 

Brigita
zdrava,
Мне давно интересно, откуда эта история?
С благословением Гандхари -- давнишняя кришнаитская легенда, оправдашка для Бхимы (мол, он был вынужден бить ниже пояса, ведь враг неуязвим). В критическую версию оно не вошло, но в фильмы пихают вечно, ибо красиво смотрится -- мать жертвует плодами аскезы ради сына.

Сваямвара Драупади -- вроде бы какой-то южноиндийский вбоквелл, если я не путаю. Об этом нужно спросить Винтовку Мосина, это она у нас признанный специалист во вбоквеллам и версиям, не вошедшим в канон, а также всяким национальным и народным разночтениям. Но как я поняла, пытаясь продраться сквозь английский язык обсуждений, сами индусы не находят эту сцену правдоподобной. Однако в фильмы пихают, ибо опять же красиво.

А что до Бхимы и нагов, лично я подозреваю, что их сочинил лично Тэвари, чтобы не возиться с тремя откровенно сомнительными обвинениями из канона.

2018-04-14 в 13:32 

zdrava
Brigita, нет, наги точно не выдумка. Они есть во всех экранизациях, что я видела (это около 4-х). Ну, или все они воруют у Чопры.

2018-04-14 в 17:31 

Brigita
zdrava,
Тогда надо Винтовку Мосина спрашивать.
Меня еще интересует сюжет, шляющийся по Википедии, что Пандавы захватили Друпаду фактически путем диверсионной операции разведчиков :) Но откуда он -- так пока и не выяснила.

А еще в сети плавает инфа, что Ашваттхама был женат на нагини, и тоже -- видимо, только всеведущему Шиве известно, откуда это.

2018-04-14 в 23:50 

zdrava
Меня еще интересует сюжет, шляющийся по Википедии, что Пандавы захватили Друпаду фактически путем диверсионной операции разведчиков

Это когда гуру-дакшина Дроны, где сотня потерпела поражение, а пятеро всех победили? Вот да, ещё один из таких сюжетов, который во всех фильмах есть, а в критическом издании нет.Там-то просто написано что они все вме степоехали и победили Друпаду. Но диверсионная группа — это как-то логичнее, чем впятером против армии. (хотя по-любому думаю, туда не 105 человек поехало, ни откуда не явствует, что они с собой армию не захватили)

2018-04-15 в 00:33 

Brigita
Да, это из статьи о Дроне в Вики:
После того, как царевичи завершили обучение, Дрона приказал Кауравам пленить Друпаду и привезти его в Хастинапур. Дурьодхана назначил командиром армии лучшего воина среди Кауравов, Викарну, который вместе с Духшасаной, Сударшаной и другими Кауравами атаковал царство Панчала. После того, как попытки Кауравов нанести поражение армии противника потерпели неудачу, Дрона послал с той же миссией Арджуну и других Пандавов. Пандавы успешно атаковали царство Панчала без помощи армии и Арджуна захватил в плен Друпаду. Дрона взял себе половину царства Друпады и простил своему другу детства его оскорбления.

Вот откуда эти подробности?
Но именно, "атаковали успешно без помощи армии", впятером -- это же именно диверсионная группа в поиске. Ничего другого в голову не приходит.

2018-04-15 в 01:42 

zdrava
Brigita, да, действительно, интересно, откуда.
А вот по поводу без помощи армии — ну это ж эпос, для него это обычное дело. "Одним махом семерых побивахом". В принципе могли и "без армии" приписать, просто чтобы показать мегакрутость героев. Но про диверсионную группу — версия интересная. Почему бы нет?

Что-то оффтоп совсем...

2018-04-15 в 08:01 

Brigita,
У Маргарет Ноболь про поход на Панчал говорится, что сначала пошли все вместе, разоряя окрестности, вломились в Кампилью, но там возникли сложности с Друпадой. Он очень быстро передвигался по городу, так что казалось, что он находится одновременно в нескольких местах. В сериале этот момент с двойниками тоже отражён. С двойниками, потому что предполагаю, что Друпада использовал тактику двойников.
И вот пока кауравы штурмовали Кампилью, Пандавы присматривались к Друпаде, а потом небольшой группой его захватили, пока остальные кауравы изображали отступление.
Возможно тактика двойников это панчалийская мулька, которая позже была использована Пандавами. Они тоже имели двойников, потому что когда на Курукшетре Карна догоняет Юдхиштхиру, то сбивает с него доспехи. Открывается тело (довольно плотоядненько это там описано) и посмотрев внимательнее, отказывается сражаться

2018-04-15 в 09:44 

А в описании игры в кости, всякий эротико-сексуальный мотив у неё отсутсвует напрочь. Возможно, потому что книга писалась для викторианской публики, но скорее всего, она просто точно воспроизводила один из сюжетов. Маргарет Нобель и Анада Кумарасвами указывают именно на то, что ими использованы наиболее ранние версии эпоса.
Драупади действительно приводят в собрание как рабыню и Дурйодхана велит ей подметать пол. Но как на женщину на неё там никто не покушается, её не раздевают и Карна ей не мстит и никто не злорадствует. Карны её там даже защищает. А потом приходит Гандхари.
То есть в наиболее ранних версиях никакого стриптиза нет. Никаких неприличий. Была игра, в результате которой Драупади стала рабыней.
Никто не поминал ей пятерых мужей, этот момент никого не удивлял да и не интересовал даже.

А что если Юдхиштхиру действительно вызывают на игру и он радостно соглашается, потому что играть он умеет и любит. Не об этом ли совещается четвёрка: позовём на игру, он не в силах будет отказаться.
Но почему он верит, что сможет через игру лишить Дурйодхану царства?
А что если это и в самом деле такой древний обычай? Скажем пять тысяч лет назад такое делалось постоянно. Братья могли разыграть в кости первородство или даже царство или ещё что. До сих пор ведь многие спорные вопросы решаются жеребьёвкой , то есть с помощью игральных костей.
То есть их выманили на игру, но состоялся суд. А может быть, Шакуни за игрой выманивал у Юдхиштхиры всяческие подробности, а тот азарте пробалтывался. И хлоп, вместо игры уже суд. Они не полноправные игроки уже, а подсудимые преступники.
Но как же Драупади их всех спасла и стала спасительной лодкой?
А что если она громко рыдала и кричала, что её мужья никакие не кшатрии, а брахманы и поэтому их нельзя казнить.
Существовал закон по которому наказывать смертью запрещалось женщин, брахманов, слабоумны и больных. Их увечили но не убивали.
И действительно, Пандавы скорее брахманы, чем кшатрии.
Таким образом она купила им снисхождение.
А саму Драупади от казни могла защитить Гандхари.
Выражение "чучело антилопы", могло означать "псевдобрахман, фальшивый брахман, брахман лишь по названию и видимости". Ведь брахманов называли антилопами. То же и пустые зерна -- оболочка без сути. То есть кауравы не признавали Пандавов брахманами, ибо задача брахманов искать смысл жизни. А Пандавы делают совсем не это, стало быть они не брахманы, а обманщики.
Но Драупади вновь и вновь клянётся, что брахманы.
И добивается своего.
То есть кауравы, ругая Пандавов чучелами антилопы и пустыми зёрнами, не издевались на ними как над евнухами или увечными или проигравшимися. Они не стали бы глумиться над увечным. Но смеяться над фальшивым представлением они могли.
А потом из всего этого поздние редакторы сделали раздевание Драупади и глумление над Пандавами
А Тевари сцену всеобщего стриплиза в сабхе. Наверное, хотел показать красивые накаченные мужские торсы для поднятия рейтинга.

2018-04-15 в 12:00 

Brigita
Весьма интересно!
Huhrigina, запостите это у себя на ЛиРу?
Я тогда унесу в цитатник.


Возможно тактика двойников это панчалийская мулька, которая позже была использована Пандавами. Они тоже имели двойников, потому что когда на Курукшетре Карна догоняет Юдхиштхиру, то сбивает с него доспехи. Открывается тело (довольно плотоядненько это там описано) и посмотрев внимательнее, отказывается сражаться

А когда отлавливает Сахадеву, то говорит ему: "Иди сражаться с воинами своего поколения, мальчик" :)
Видать, двойник был сильно моложе оригинала :)

2018-04-15 в 12:25 

Brigita
Что-то оффтоп совсем...
zdrava, не смущайтесь, здесь треплются обо всем :)

2018-04-15 в 12:57 

Brigita
Что-то оффтоп совсем...
zdrava, не смущайтесь, здесь треплются обо всем :)

2018-04-16 в 12:52 

Brigita,
Я это сделаю, сегодня просто дед Лайн на фанконе. А завтра смогу.
Сегодня прочитала "Скованных одной цепью ", ну надо же, та же идея насчёт игры. Я полагаю, допрос начал я за игрой, когда Юдхиштхира увлёкся и уже не так себяиконтролировал. А перед этим они возможно выпил и закусили. А может ганджи покурили. Шиваиты так делали. Трубка мира. Шакуни за замтавил Юдхиштхира повышать ставки и невзначай расспрашивал.
Так легче, чем пытки и угрозы.
А Драупади могла отмазывать Бхиму ещё и тем, что тот слабоумный. Он так потом у кауравов и значился-- недоумок.

2018-04-16 в 18:12 

zdrava
А Тевари сцену всеобщего стриплиза в сабхе. Наверное, хотел показать красивые накаченные мужские торсы для поднятия рейтинга.
Я до этого момента не досмотрела, пока остановилась на Кхандавапрастхе. Но что-то мне кажется, пандавы в сериале — не секси совсем. Как-то не наблюдаю у них красивых накачанных торсов. Кстати, там дальше так и будет происходить нагнетание? Боль, страдание, страдание, трагедь. А то увидела драму, которую там из-за расздела царства развели, что же там тогда с игрой в кости и изгнанием сделают? Не знаю, выдержу ли я такой накал страстей.

2018-04-17 в 13:26 

Brigita
Ой, там и вовсе смотреть невозможно. :)

И уж конечно, во всем виноваты Кауравы, праведник Юдхи не хотел играть на братьев, злой кузен его заставил силой... У меня даже подозрение возникло, что этим сюжетом Тэвари пытался отомстить Арпиту за сцену с Кришной на раджасуе... Ну или по крайней мере нейтрализовать ее в памяти зрителей.

2018-04-17 в 14:51 

zdrava
О, раджасуя! Что-то по комментариям я уже предвкушаю, что там будет весело! Покамест меня жульническая сваямвара Драупади и открытые призывы к сепаратизму и госизмене в Индрапрастхе поразили в печонку.
Меня в связи с сериалом давно мучает вопрос. То, как там показывают поведение пандавов (начиная с подростка-Юдхиштхиры, которого хотелось очень больно прибить, см. эпичную сцену в манговом саду), это христианское всепрощение и подставление левой щеки, которое они постоянно демонстрируют — это вообще как-то согласуется с дхармой кшатрия? У меня большие сомнения на этот счёт.

2018-04-17 в 19:21 

Brigita
это христианское всепрощение и подставление левой щеки, которое они постоянно демонстрируют — это вообще как-то согласуется с дхармой кшатрия?

Не думаю.
Смирение -- качество брахмана.
Качество кшатрия -- терпение. Кауравы, как по мне, своим терпением могли гордиться, я б этих подкидышей еще после Варанаваты пришибла с учетом того, как смотрелась Варанавата в эпосе, а не у Тэвари :)

Дхарма кшатрия -- это как раз раджасую смотрите. очень яркая иллюстрация.
Провокация становится ярче и очевидней, если учитывать, что Дурьодхана ведет себя именно так не потому, что пламенно любил Терсита-Шишупалу, а потому что дхарма кшатрия. Социальная роль. И тот, кто разрабатывал сценарий провокации, прекрасно знал, что именно так Дурьодхана и будет себя вести. Ему иначе нельзя просто. Ибо кшатрий.

2018-04-17 в 21:53 

zdrava
Не думаю.
Смирение -- качество брахмана.


Вот мне тоже так кажется (хотя эпические брахманы это качество ничуть не демонстрируют, ну да это другой разговор). Кришна, чем дальше, тем больше видно, какой он подстрекатель и кукловод. Моё мнение о персонаже давно сложилось, но в сериале такое ощущение что это ещё более явно чем в каноне. Или мне кажется. Только что смотрела похищение Субхадры. Вот что это было? Кришна сам устроил брак Субхадры с Дурьодханой, а потом это похищение. Для чего? Кроме как нанести оскорбление всей династии Куру, не вижу других причин (а это ведь действительно, смачный плевок в лицо). Или я что-то не понимаю? Канонное похищение Субхадры выглядит безобиднее.
Мне понравилось, как дед Бхишма после всей этой истории смотрел на Кришну как на говно. А то что это, все его как увидят, так давай поклоняться, а тут такое разнообразие, приятно.

2018-04-17 в 23:53 

zdrava
И с раджасуей, я там не поняла. Действительно, было достаточно провести ритуал, чтобы тебя признали независимым? Такое могло быть? И центральная власть такое спокойно съела бы? Как-то раньше не задумывалась для чего она вообще нужна, эта раджасуя. И какой статус был у Индрапрастхи. Но тогда вся история предстаёт несколько в ином свете. Не просто попытка жадных кузенов захапать что плохо лежит, а борьба за единство страны.

2018-04-18 в 00:44 

А ещё легенду о неуязвимость Дурйодханы после взгляда матери Тевари понадобилась ещё и для того, чтобы дать Арпиту возможность походить в одной юбочке яз банановых листьев
А ещё когда он бредёт в темноте по лагерю и натыкается на Кришну, нам этого не показывают, но мы то знаем, что там он в одних лишь серьгах! И так мило стесняется и убегает от Кришны, который так и жжёт взглядом...
И все претензии к канону.
Как ни собирай швейную машинку, всё равно получается автомат Калашникова.

2018-04-18 в 01:28 

Brigita
И с раджасуей, я там не поняла. Действительно, было достаточно провести ритуал, чтобы тебя признали независимым?

Раджасуя -- это, собственно, комплекс обрядов по случаю коронации.

Такое могло быть? И центральная власть такое спокойно съела бы?

Разумеется, нет, любая власть в любом веке нервно реагирует на сепаратизм. Мягко говоря.

И какой статус был у Индрапрастхи.

Вообще-то изначально -- место ссылки неблагонадежного принца, как пробалтывается Кришна в Удъогапарве :)

Но тогда вся история предстаёт несколько в ином свете. Не просто попытка жадных кузенов захапать что плохо лежит, а борьба за единство страны.

Она и есть. Причем не только за единство. На Курукшетре семь иностранных армий! Это чистой воды иноземное вторжение под предлогом. Наши пять "власовцев" там исключительно приличия ради. Они и есть предлог.

2018-04-18 в 12:15 

zdrava
Разумеется, нет, любая власть в любом веке нервно реагирует на сепаратизм. Мягко говоря.

Ну вот и я удивляюсь. А тут, получается, спокойно скушали и не подавились?

Но означает ли раджасуя фактическую независимость? Кто мог её проводить? Карна тоже царь Анги, он мог? Или только махараджа в Хастинапуре? Юдхиштхира — он кто, махараджа или нет?
Что-то много мне неясно с государственным устройством.

Но если речь идёт о сепаратизме, получается, ребята отделались лёгким испугом в виде лишения имущества (исключительно мирным путём, без применения силы) и изгнания. Какие гуманные люди жили в Двапара-югу (или какая там юга была?)

Но в сериале (который снят на государственные деньги, если я не ошибаюсь) эти открытые призывы к сепаратизму! Зачем они это делают, интересно? Вроде в Индии итак с национальным единством всё не слава богу

2018-04-18 в 12:16 

zdrava
Huhrigina, что вы такое говорите? Кришна же вроде был по пастУшкам, а не по пастухам? Или я чего-то онём не знаю? Шалунишка, однако!

2018-04-18 в 13:16 

Brigita
Ну вот и я удивляюсь. А тут, получается, спокойно скушали и не подавились?

Да где ж скушали-то? Пандавы вообще-то вылетели в лес на тринадцать лет. И крайне сомнительно, что там вообще имелась какая-то договоренность об их возвращении когда бы то ни было :)


Но означает ли раджасуя фактическую независимость?

Тут... собственно, вот как...
1) Это жертвоприношение -- весьма претенциозная вещь. Это не просто коронация, а императорская коронация. Чтобы ее проводить, надо было уже быть независимым и иметь собственных вассалов. Так финт Юдхиштхиры, полагаю, прецедентов дотоле не имел и вся Бхарата тихо охренела. Это для данного случая не просто сепаратизм. Это объявление о независимости, сопровождаемое посылом -- "Я круче вас, вы там махараджи, а я император!", то есть оплеуха Хастинапуру оглушительная.

2) Из царей на церемонию собирались вассальные и побежденные. Приезд царя на чужую раджасую говорил о его готовности покориться и признать власть над собой коронуемого императора. Отсюда: приглашение Дурьодхане прибыть на раджасую, если оно было -- столь же оглушительная оплеуха уже лично ему. "Приезжай, поклонись и признай себя моим вассалом, любезный кузен!". Поэтому я в упор не верю в присутствие Кауравов на этой раджасуе. Они туда только во главе армии могли явиться. То, что в момент убийства Шишупалы они молчат, подтверждает мою мысль.

Правда, там упоминается, что Кауравы что-то делали для церемонии, но есть один момент: "Дурьодхана принимал дары". Дары обычно принимает виновник торжества. Так что тут у меня подозрение, что описание действий Кауравов Вьяса скатал с описания коронации самого Дурьодханы как самраджа (которая состоялась позже, после большого военного похода Карны, и которую эпос изо всех сил старается замолчать, как и поход).

3) Раджасуя включала в себя ряд ритуальных телодвижений, одним из которых была игра в кости. Будущий император играл с с 4 противниками (брат царя, его родич, колесничий-сута и сельский старейшина); ставкой в игре было царство. Разумеется, это был спектакль, а не настоящая игра, царь, разумеется, выигрывал. Так что если представить, что на совершение раджасуи Хастинапур промолчал, а потом внезапно прислал приглашение провести обряд в столице, Юдхи должен был подпрыгнуть до потолка с воплем "Они решили меня признать" и радостно кинуться за подтверждением своего императорского титула в Хастинапур. Там его взяли за шкирку и напомнили, что "акша" на санскрите -- не только "игра в кости", но и "судебный процесс".
Прием древний и довольно безотказный -- когда неблагонадежного вельможу или полководца вызывают под каким-то предлогом в столицу и берут там, чтоб не выдирать его с кровью из армии или провинции.

И к слову. Поведение Бхишмы и Видуры на раджасуе и игре, как оно показано в фильме -- натуральная государственная измена, за которую обоих можно ставить к стенке прямо там, с места не сходя.

2018-04-18 в 13:22 

Brigita
Кришна же вроде был по пастУшкам, а не по пастухам? Или я чего-то онём не знаю?

Кришна в основном по пастУшкам, но на случай привлекательного пастуха у него, вроде бы, имелась женская ипостась :)

И еще вслед сказанному.
Есть момент, когда Дурьодхана наводит справки, может ли он провести собственную раджасую. Жрецы отвечают, что он не не может короноваться путем раджасуи в Хастинапуре, пока жив Дхритараштра, а в "выигранной" Индрапрастхе -- пока жив Юдхиштхира. Это свидетельствует о том, что Дхритараштра был коронован, причем по обряду "раджасуя". Вот вам и "не получил царства".
И такой лажи обнаруживается бездна адова.

2018-04-18 в 13:48 

Brigita
PS. И еще момент.

"Когда же он (Юдхиштхира) был тобою и твоими сыновьями сослан в Индрапрастху, он, живя там, подчинил своей власти всех царей и представили их пред лицом твоим, о царь, не желая оказать небрежения к тебе!". (с) это, если что, Кришна в Удъогапарве вещает.

То есть на раджасуе Юдхи объявил своими вассалами царей, с которыми воевал под флагом и от имени Хастинапура и его махараджа (и как бы не хастинапурскими войсками -- где б он свои взял на тот момент?). Наглость вымораживающая.
Любой европейский король насадил бы их головы на пики и выставил на рыночной площади. Кроме разве что Ричарда III. Этот мог повестись на слезные клятвы больше так не делать. Но Ричард с большой вероятностью был перевоплощением Дурьодханы :)

2018-04-18 в 13:58 

zdrava
Интересно как...
Получается, конфискация имущества и изгнание (в комфортных условиях) — это весьма гуманно. И ни капли крови не пролилось, не понадобилось вводить войска.
Всё равно, вопросов больше чем ответов...

В фильме у меня ощущение, что все персонажи вообще в полном неадеквате. Чем больше смотрю, тем меньше понимаю, чего вообще происходит и что курили сценаристы.

2018-04-18 в 14:25 

zdrava
Так что тут у меня подозрение, что описание действий Кауравов Вьяса скатал с описания коронации самого Дурьодханы как самраджа.

А такое было? Что-то мне казалось, Дурьодхана так до самой смерти в ювераджах и проходил. При папе.

А кстати, почему слепой не мог быть царём, как это объясняется? Вроде, причины какие-то суеверно-мистические, рациональных причин нет.

2018-04-18 в 14:39 

Brigita
А такое было? Что-то мне казалось, Дурьодхана так до самой смерти в ювераджах и проходил. При папе.

На момент гибели его титулуют "царь", а Баларама орет на Бхиму -- "Как смел он касаться стопой головы, принявшей царское помазание?!" Так что был Дурьодхана коронован.

Тут опять же Винтовка Мосина рассказала бы лучше меня: кажется, Дурьодхана был коронован как самрадж (император), но не по обряду "раджасуя", а по обряду "дигвиджая", включавшему предварительный военный поход (то есть это коронация царя-завоевателя, как я понимаю, и считалась еще круче раджасуи). Пандавы в это время сидят в лесу и эпос в основном плачется о том, как им там неудобно и плохо, оставляя прочие события в стороне :)


А кстати, почему слепой не мог быть царём, как это объясняется? Вроде, причины какие-то суеверно-мистические, рациональных причин нет.

В шастрах список, кто не наследует: слепые, евнухи (или импотенты), помешанные, слабоумные, прокаженные и изгнанные из касты.
Однако при этом те же шастры велят короновать "даже непригодного царевича, или царевну, или беременную царицу" если нет другого кандидата, ибо трон не терпит пустоты.
Так что... ракшас ногу сломит, если честно.

Хотя я уже говорила, я вообще сомневаюсь, что Дхритараштра был слепым в буквальном смысле. ИМХО, скорее тут: "сей слепой государь не видел руководящей роли Кришны".

2018-04-18 в 16:06 

zdrava
Хотя я уже говорила, я вообще сомневаюсь, что Дхритараштра был слепым в буквальном смысле. ИМХО, скорее тут: "сей слепой государь не видел руководящей роли Кришны".

Кто его знает, может и так. Получается, что если он занимал трон, потому что нет другого кандидата, то он в любом случае должен был передать корону наследнику по достижении тем совершеннолетия (будь то Юдхиштхира или Дурьодхана). А он этого не сделал. И кстати, наследование ведь от отца к сыну идёт, а не по старшинству? Потому что если б было по старшинству, то Дхритараштре с Панду вообще ничего не светило бы. Как же родня Бхишмы, его дядья, двоюродные братья и племянники — у них прав больше получается. А они весь эпос сидят и не отсвечивают)

Пандавы в это время сидят в лесу и эпос в основном плачется о том, как им там неудобно и плохо, оставляя прочие события в стороне

Когда читала, всё не понимала. Комфортные условия, шатры, слуги, беззаботная жизнь на природе, познавательные беседы с мудрыми риши, интересная культурная программа, никаких забот и обязанностей, никакой ответственности в связи с необходимостью управления царством. Курорт же :) Неприятно конечно, когда царство отбирают, но если вспомнить Раму и Ситу, Наля и Дамаянти, царя Харишчандру, да даже Панду с женами. Никакого сравнения же! Но нет, эти чем-то недовольны :)

2018-04-18 в 17:58 

Brigita
И кстати, наследование ведь от отца к сыну идёт, а не по старшинству?

Дурьодхана -- старший сын старшего брата. Корона его. Даже если бы Панду и правда был коронованным царем соправителем. Ссылки Юдхиштхиры на то, что он старше Дурьодханы на год -- полная чушь, он первенец младшего брата.
Авторы эпоса пытаются представить дело так, что Дхритараштра не был коронован, а Панду был. При этом этом именно Дхритараштру всю дорогу именуют "царь", он правит державой, а потом внезапно выясняется, что и коронация (раджасуя) была.


Как же родня Бхишмы, его дядья, двоюродные братья и племянники — у них прав больше получается. А они весь эпос сидят и не отсвечивают)

Там две старшие ветви от отрекшихся принцев -- ветвь Девапи (если у него были потомки) и ветвь Бахлики. И никто не отсвечивает. Похоже, отречение не имело обратной силы, или есть еще какие-то причины. Причем Бахлика с сыном и внуком считают правыми Кауравов и приходят за них сражаться.

2018-04-18 в 18:03 

Brigita,
Я даже иногда сомневаюсь, что было двенадцатилетние изгнание Арджуны. и раздел царства.
после женитьбы, которая по тем временам скорее всего не была особо выдающейся и никакой жертвы от Драупади не потребовала, Пандавы и не думали приезжать в Хастинапур. Окопались скорее всего в Двараке, где Кришна и женил Арджуну вторично на своей сестре Субхадре, (и думаю, обошлось без всякого похищения), потому что может быть Арджуна был куда родовитее самого Кришны, а собственного ума не имел. И возможно, Арджуна был хорошим воином.
Потом Кришна отделяет Арджуну от братьев и использует его в тайных операциях, на которых, возможно присутствовала и Сатьябхама. Это и есть изгнание Арджуны.
Пандавы не становились царями. это потом аргумент в их защиту (Драупади била себя в грудь и кричала, что её мужья брахманы и предать их смерти нельзя. Юдхиштхира точно жил как брахман, общался только с брахманами, вероятно даже искал смысл жизни)
Может, Пандавы сидели и не в Двараке, там Баларама, а где-нибудь в лесах. И вели жизнь брахманов.
Потом Кришну затянули заботы и когда его хватка малость ослабла, Кауравы вытянули кузенов в Хастинапур. И возможно действительно на игру. Возможно, Пандавы так и жили какое-то время в Хастинапуре (не об этих ли счастливых временах вспоминает чуть не со слезами Бхима) пока не вскрылись какие-то их дела. и тогда суд -- вторая игра.
Сумбурно, но я чувствую, сто в Сабхе они ещё молоды, а может между первой и второй игрой прошли годы.

2018-04-18 в 18:11 

zdrava,
ПастушкИ-пастУшки.
Если интересно, можете почитать мои комментарии к Фантикам Diverseyes "Чтоб не путал где Панчал"
Там про нестандартно мяслящего Кама дева.
Про эту сцену, она по-моему она шедевральна.
Мои комменты это как фанфик после фанфика

2018-04-19 в 00:23 

zdrava
Huhrigina, где читать-то?)

2018-04-19 в 02:29 

zdrava,
На фикбуке
ficbook.net/readfic/5388479
Brigita,
Кеша на санскрите волосы, коса
Может Кришна носил дрейды?
Я всегда считала, что у него должны быть дрейды

2018-04-19 в 03:12 

Brigita
Вы о его прозвище Кешава? Может, и носил.

2018-04-20 в 21:53 

zdrava
Huhrigina, спасибо, посмотрю.

Brigita, ну я собственно и спрашивала о том, наследование от отца к сыну (а не по старшинству) — это где-то зафиксированно?

Там две старшие ветви от отрекшихся принцев -- ветвь Девапи (если у него были потомки) и ветвь Бахлики. И никто не отсвечивает. Похоже, отречение не имело обратной силы, или есть еще какие-то причины. Причем Бахлика с сыном и внуком считают правыми Кауравов и приходят за них сражаться.

Да, помню, что вся эта группа товарищей была подготовлена к земле на Курукшетре. А про отречение не помню, мне казалось, что только Бхишма отрёкся.

А вот интересно. Сейчас глянула Бхагавад-Гиту. Там Арджуна говорит: «Те, ради кого желаем мы царства, наслаждений и радостей, стоят на поле брани, готовые отдать жизнь и богатства, — Наставники, отцы, сыновья, также деды, дядья, тести, внуки, шурины, также и прочие родственники.»

Какие такие тести, внуки и шурины у них в армии Кауравов?

2018-04-20 в 23:21 

Brigita
Brigita, ну я собственно и спрашивала о том, наследование от отца к сыну (а не по старшинству) — это где-то зафиксированно?
Могу еще порыться в Артхашастре на предмет подробностей, но лествицы я у них не помню. Так что от отца к сыну, да.

Но тут еще нюанс -- даже если бы лествица была, то наследование было бы: Дхритараштра -- Панду -- Дурьодхана с братьями -- Юдхиштхира с братьями. В таком каком-то порядке.

2018-04-21 в 11:54 

zdrava
Huhrigina, На фикбуке
ficbook.net/readfic/5388479


Прочла. Фанфик не понравился, не моё. А вот комменты прекрасны, повеселилась от души))
Неужели не одна я вижу пейринг Кришна/Арджуна? Отрадно это узнать)

2018-04-21 в 17:03 

zdrava,
Рада, что коммент понравился.
Не будь фанфика, е было бы и комментов
Так что автору спасиб

2018-04-23 в 12:52 

Brigita,
Когда думаю о Нилат акавачах, о непроницаемых одеждах, одеждах не пропускающих воздух, воду
На ум упорно лезут чукотские плащи из тюленьих кишок. Сейчас искусство изготовления таких плащей подзабылось, но когда-то по качеству они превосходили всё современное.
Что если жители летающего города тоже шили себе "защиту" от воды,влаги и для этого выделывали кожи водяных змей, кокодилов, рыб. То ест, подобно нагам, носили одежду из чешуйчатой кожи с украшением из золота (кто богатый) и даже драгоценных камней. Это если они сражались на лодках.
Ещё вспоминаются алтайские шаманы, для путешествий в "нижний" мир, они облачались в специальные шаманские плащи, похожие на скафандры или облачения инфекционистов.

2018-04-23 в 17:32 

Brigita
Huhrigina, между прочим, это очень интересная мысль.

2018-04-23 в 21:04 

Brigita,
То есть, может ли быть, что непроницаемый панцырь это ватерпруфф из рептильночашуйчатой кожи для сезона дождей и работы и сражений на воде.
Некоторые чукчи умель жилками сшивать кожу так, что шва не было даже видно, и кожа не попускала воду, так шились кожаные лодки, ялики, кажется.

2018-04-24 в 09:22 

Brigita,
То есть нилатакавачи это парни в штормовках из змеиной кожи
А из змей ещё получаются очень красивые браслеты и гривныина шею.
Вот представляю такого Дурйодхану в змеиной коже леопардовых шкурах (возможно, они леса чистили ещё и от ядовитых змей) танцующим вокруг костра. Может древние жертвоприношения или некоторые из них проводились именно так.
А всякие стихи и обращения к богам тоже припоминались или даже сочинялись во время танца.
Может ещё и через костры прыгали

2018-04-24 в 12:27 

Brigita
То есть нилатакавачи это парни в штормовках из змеиной кожи

Стоп, фантазия! Это что ж за змеи нужны? :)))
Или это крокодилы? Там, пожалуй, шкура на броню сгодится :)

Дурйодхану в змеиной коже леопардовых шкурах (возможно, они леса чистили ещё и от ядовитых змей) танцующим вокруг костра.

Это же Шива!
Если он такое и впрямь делал, не удивляюсь, что его почитают как одно из воплощений Шивы :)

2018-04-24 в 13:31 

Brigita,
Может и крокодилов.
Чего добру зря плавать?
Может, они реки чистили от опасных Крокодилов
А змеиные кожи очень красивые и разнообразные, можно комбинировать
А в интернете я видела футболки и лосины из кожи змей. А ещё платья. А так же из кожи угря.

2018-05-25 в 14:35 

zdrava
Вот смотрю этот клип, и не могу остановиться, пересматриваю по кругу уже в который раз. Что-то он во мне зацепил. Сохранила себе.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Махабхарата

главная