01:41 

Про Дхармараджа нашего Юдхиштхиру

Винтовка Мосина
Наверное в меня полетят помидорки не первой свежести. Но вот за последние пару лет китайские фанфики тоже сыграли свою роль, не без этого отношение к означенному персонажу у меня изрядно поменялось. Ранее мне была ближе идея о том, что Юдхи - самый человеческий персонаж из Пандавов, совестливый и рефлексирующий, жертва обстоятельств и подстрекательств. и даже не сильно возмущал усердно рисуемый над его головой нимб праведника. а теперь ниже изложенный взгляд от расового индуса мне стал близок и не вызывает изжоги своей очевидной однобокостью.



В Махапрастханика парве мы видим навязчиво правильное изображение Юдхиштхиры, настойчиво говорящего Индре, что собака, следовавшая за ним все время в Гималаях, должна быть взята с ним на небеса, или он сам не пойдет туда. Только что пали по дороге в Сваргу четыре его брата и жена, и с Юдхиштхирой осталась только собака. Когда все попытки убедить Юдхи оставить собаку терпят неудачу, собака являет свою истинную форму и предстает как сам Дхарма. Вроде бы Юдхи не отказался от своего пути даже ради небес. Старший из Пандавов еще раз доказывает своё благородство, непреклонность в праведности и непоколебимую веру в дхарму. Во всём этом есть определенная нарочитость, всё слишком совершенно, как картинка в интерьерном журнале.

Причина, по которой Юдхи дает отказ оставить собаку, является её верность. Собака следует за ним с неизменной преданностью и теперь он не может отказаться от нее. «Эта собака, о властитель прошлого и будущего, была постоянно верна мне. Поэтому пусть идет она вместе со мною – в том, я считаю, моя благодарность (ей)».
Традиционно в Индии примером безоговорочной преданности является Лакшмана, брат Рамы. Юдхиштхира хотел превзойти его, отказываясь расстаться с собакой, которая появилась непонятно откуда и привязалась к нему в его последние дни?
Лишь после того, как собака обратилась в Дхарму, Юдхи просит Индру принять в рай своих братьев и жену. Правда, их судьба не слишком беспокоила его, пока они шли в горах. Более того в связи со смертью (даже не смертью, а умиранием, невозможностью идти дальше), он не проявил ни участия, ни милосердия, не только спокойно продолжив пусть в «самососредоточении», но еще и высказавшись по прегрешениям каждого. Это ли не проявление высокомерия или если угодно гордыни? При этом только Драупади и Сахадева пали потому, что потеряли концентрацию (сосредоточение), правда, в тексте нет никаких отсылок на причины потери такой концентрации. Но когда пал Накула, это произошло из-за того, что он испытывал муки от потери Драупади и Сахадевы, так же пал Арджуна, из-за большого горя в сердце.
Автор приводит факты лояльности братьев и Драупади Юдхиштхире, когда он однозначно не заслуживал такого отношения. Даже приводится такой факт: перед отшельничеством в леса с Дхритараштрой, Гандхари и Видурой, Кунти особенно просит Юдхиштхиру заботиться о Сахадеве и никогда не проявлять к нему недовольство. И вот на пороге рая Юдхи забывает даже слово, данное матери. [кстати. в Сарал-Махабхарате Юдхи совсем уж цинично возлагает ответственность за катастрофу на игре в кости на Сахадеву, потому что тот всё предвидел, но ни слова не сказал]
Они падали, он шел дальше. Он должен добраться до небес и ничто не могло остановить его. Ни их верность, ни их преданность. Юдхиштхира высоко оценил лишь преданность случайного попутчика – собаки. Только его самоотверженность имеет значение, только его преданность. [кому?].
Существуют разные виды привязанностей. Вероятно, виляние хвостом – единственный вид привязанности, который признавал Юдхи. И несмотря на всю верность, проявленную братьями и Драупади, они имели свое мнение, которое Юдхи не одобрял. Их верность не имеет ничего общего с пресловутым вилянием хвостом.

~~~
На одиннадцатый день войны, рано утром до начала сражения Карна приходит к поверженному Бхишме, лежащему на ложе из стрел. Карна приходит, когда Бхишма лежит один. И Пандавы и Кауравы покинули старого воина. Прежде, чем присоединиться к войне, Карна приходит просить благословения человека, который называл его Сыном возницы, полуратхином, низкорожденным и бесполезным. Это ритуал, традиция. Но сравните, как получает благословение перед войной Юдхи. Если Карна приходит к Бхишме в полном одиночестве, то Юдхи просит благословения старших на глазах 18 акшаухини войска. Для Карны достаточно благословения, для Юдхи просто необходимо шоу, чтобы весь мир видел, что он просил благословения Бхишмы и что он получил это благословение. Он мог придти к старшим накануне, к каждому отдельно и без публики. Но он ждет построения армии, официального начала войны. Он ждет, когда сомневающийся Арджуна услышит Гиту и отринет сомнения, готовый убивать. И после всего этого, Юдхи резко снимает с себя доспехи, спускается с колесницы и, сложив в мольбе ладони, идет прямо к Бхишме на другую сторону поля, никак не объяснив свои действия соратникам. Арджуна в замешательстве, Юдхи решил дезертировать??!. Такое же недоумения разделяют и другие Пандавы. А скорее всего и все 18 акшаухини войска, собравшиеся на Курукшетре. Юдхи, не произнеся ни слова в ответ, спокойно подходит к Бхишме, ачарье и дяде Шалье. Он явно хотел, чтобы весь мир стал свидетелем соблюдения им ритуала, уплаты долга старшим родственникам и учителям. Какое шоу!
Демонстрация верности собаке была из того же разряда?

После войны он рассказывает братьям, что не хотел этой войны и царства, полученного ценою крови. Да, конечно, он кшатрий и принц Куру. Но он хотел, чтобы его именно заставили надеть корону. Точно так же как он хотел, чтобы мать настояла на том, чтобы братья разделили Драупади, выигранную на саямваре Арджуной.

Шоумен в Юдхи проявился даже в самый серьезный кризис в его жизни – на игре в кости. Посреди полного поражения и унижения в сабхе, посреди дебатов, следует ли вести Драупади в сабху или нет, он посылает слугу к Драупади, прося ее придти и выступить перед собранием царей. И именно он поручает ей придти в одной ткани, точно зная о её состоянии «нечистоты», и плакать перед лицом старейшин, показывая, какой нечестивый человек Дурьодхана.
Существуют старый аргумент [расхожий у исследователей МБХ], что в сабхе обманывал не Шакуни, а Юдхи. Увидев, что он всё теряет, Юдхи манипулирует ситуацией так, что в результате обмануты Кауравы и возникает спорная ситуация с Драупади. И эта ситуация преднамеренно создана Юдхиштхирой.
Юдхиштхира был азартным игроком и великим актером. Возможно, он осознавал, что собака, сопровождавшая его по пути в Сваргу, была необычным животным, и решил еще раз сыграть. Сыграть в кости с дхармой, попасть живым в рай. Он выиграл. Ему было позволено взойти на небеса в человеческом теле. Но его сердце по прежнему полно горечи, эгоизма, алчности, неблагодарности, чувства превосходства. Его ум полон тоски и ненависти, когда он видит в раю Дурьодхану, сидящего в сиянии славы. Нарада вынужден напомнить Юдхи, что чувства, возникшие в его сердце при виде Дурьодханы, неуместны на небесах. Если рай – это край, что нет места ненависти, обиде и ревности, было ли там место для Юдхи?

Рай – не рай для Юдхи. Любопытно, что даже омовение в небесной Ганге не помогло ему. Просто купание в священной реке не очистит вас. Чистота приходит только тогда, когда сердце готово к смирению, прощению, молитве. И верный путь в рай – это подлинность, верность себе, своей правде, святому в вас, тому, что выше вас. Но была ли такая правда в Юдхи. Или он сделал свою жизнь игрой в кости, в которой он пытался провести, перехитрить, манипулировать другими, заставляя их двигаться по пути, задуманному в тайниках его сознания.
Каждый шаг к бессмертию должен быть шагом истины. И каждый раз, когда вы делаете шаг в сторону от истины, вы отдаляетесь от бессмертия. Может ли Юдхи утверждать, что он следовал путем истины всю жизнь?
Или может быть есть разные небеса. и Юдхи достиг тех небес, о которых Упанишады говорят: «точно как здесь, так и там». Рай, который является истинным отражением земли, небеса, которые полны похоти и страсти, как земля. Рай, где одни счастливее других, где кто-то выше, а кто-то ниже, где одни пугают, а другие боятся. Рай, где всё относительно. Но где есть сравнение – там ад.
Юдхи был определенно готов к такому «раю». Скорее всего, он даже не выиграл в этой игре в кости с Дхармой, хотя внешне всё выглядело именно так.

Еще момент: когда Юдхи оставлял всех своих спутников, они не были мертвы, только упали. Сам Юдхи говорит об этом Индре, что его братья и жена должны быть приняты на небо в смертном теле, как он сам. Однако, чуть позже он утверждает, что они были мертвы, когда он их оставил, Потому что не в его возможностях вернуть мертвого к жизни. Он солгал?

Возможно, вся Махабхарата – книга об иллюзии и ее сторонах. Вы можете убедить в своей правоте и искренности весь мир, это одно. Но реально быть правдивым, живущим по истине, это совсем другое.

@темы: Пандавы, Махабхарата 2013, Махабхарата

Комментарии
2016-07-25 в 09:29 

Saitarien
Far-east style with a spirit of wild west
еще и высказавшись по прегрешениям каждого.

Вот это меня всегда коробило честно говоря. Все могу понять, но эта сцена всегда казалась реально неприятным по своей неуместности моралфажеством. Да и про рай тоже. Впрочем, скорее всего, вот это верная интерпретация:

Или может быть есть разные небеса. и Юдхи достиг тех небес, о которых Упанишады говорят: «точно как здесь, так и там».

Но вот насчет хитроковарства не знаю, никогда не было такого впечатления. Некоторое самодовольство, перекладывание решений на других - это пожалуй.
Люблю расовых индусов за обилие нестандартных взглядов ловлю рыбок в океане ума Вьясы :)

2016-07-25 в 12:41 

Винтовка Мосина
Saitarien, Люблю расовых индусов за ловлю рыбок в океане ума Вьясы
ага, ага. частенько вкусняшки попадаются. причем забавно, что на одни и те же события люди смотрят по-разному абсолютно. Чайтанья ставит Юдхи в вину то, что пересказчик Сарал-Махабхараты считает проявлением праведности и однозначной отрешенности. с Чайтаньей всё понятно, он бизнес-тренер по вопросам управления, практик, короче говоря. а вот в Сарал-Махабхарате это моралофажество еще хуже чем у Вьясы. У Вьясы, Юдхи краток: ты Арджуну любила больше всех, ты заумник, ты нарцисс, ты грёбаннай лучшийвмирелучник, ты жрал как не в себя. а я один в белом фраке. а у Сарала Юдхи соловьём поёт. про Сахадеву я рассказала. про Арджуну, мол он похвалялся постоянно победами над богами, и врал безбожно, обещал со всеми врагами за 1 день разобраться в одиночку, а сражались 18 дней. про Драупади: вообще из-за нее вся эта войнушка развязалась. и самое отвратное про Бхиму. Бхима по пути в Сваргу проявил себя как человек, для которого связь в близкими не пустой звук, именно он вопросы задает Юдхи. а у Сарала вообще он по сути оплакивает всех, вспоминая их деяния и умоляя Юдхи остановиться. При этом он тоже повреждает ногу в процессе восхождения, но продолжает сопровождать Юдхи, потому что дхарма нуждается в защите. а Юдхи, откровенно надевший на себя судейскую мантию, рассуждает, что как такой человек как Бхима может войти в рай? он же там всё разнесет к бхутам, и ему надо очиститься от грехов этого тела. Юдхи призывает (!) какую-то богиню Hingulakshi (что-то вроде первоначальной энергии смерти), которая нападает на Бхиму и в итоге сбрасывает его в пропасть. При этом Бхима умоляет его помочь ему. Вот такой наш Юдхи офигенный братишка.

я не против того, что человек на пороге святости на самом деле отрекается от земных привязанностей. ок. но тогда зачем было тащить за собой семью. и не очень праведно выглядит его судейство в данном случае. промолчал бы уж что ли.

2016-07-25 в 16:59 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
вот насчёт собаки мне, чес говоря, никогда не верилось, да и насчёт якши тоже...Они ж с Дхармой одно и тоже почти? могли же перемигнуться там, хвостом перемахнуться...Догадался он, что с собакой не всё так просто, догадался, что его испытывают...не ходють просто так собаки хрен знает за кем на такие расстояния:-D

2016-07-25 в 17:56 

Винтовка Мосина
Pluto_, собаки - только с целью плотно закусить уставшим путником. а так-то да, какой аскет - такая и аскеза. на самом деле Юдхи однозначно весьма неоднозначный персонаж. ну и путь в сваргу ему в моих глазах очков не добавляет. если принять такую точку зрения, то он на самом деле предал всех. что-то прониклась я идеей о его шоуменстве. против фактов не попрешь. а все описанные его действия (ЦУ для Драупади на игре, откровенное мошенничество при ее постановке на кон, отказ от короны после войны, формальное оставление Дхритараштры на троне, проклятие Кунти (себя, блин, прокляни), показушный поход за благословениями, обвинение в грехах своих умирающих близких, история с собакой) факты, которые описаны, запротоколированы и подшиты в дело. :ment:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Махабхарата

главная