Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:16 

Фанфики седой древности. Сарал-Махабхарата

Винтовка Мосина
Еще один интересный эпизод из Сарал-Махабхараты.

В версии Сарал-Махабхараты есть герой –Дурдаса, некий аналог Юютсу, но с совершенно другой судьбой. В отличие от Юютсу, Дурдаса является сыном Гандхари, а не сыном служанки. После битвы на Курукшетре Юютсу остался жив, был царем и советником Юдхиштхиры. Даже когда Юдхиштхира в Шантипарве отказывался от царства и собирался уйти отшельничать в лесах, он предлагал Дхритараштре назначить царем Юютсу.




Совсем другая история у Дурдаса в Сарал-Махабхарате.
В первый день войны Юдхиштхира в одиночку и без оружия пошел в сторону Кауравов просить благословения на победу у старейшин. И, как известно. Предложил желающим перейти на сторону Пандавов. Дурдаса был единственным, кто по его зову оставил армию Дурьодханы и присоединился к Пандавам. Юдхиштхира обещал ему долгую жизнь: «ты будешь жить, пока жив я». Это было не просто благословением, а гарантией безопасности.
По Сарал-Махабхарате, уязвленный поступком Дурдасы и ликованием Кришны по этому поводу, Дурьодхана приказал своему войску атаковать Юдхиштхиру и Дурдасу. Всё еще находившихся в их (кауравской) части поля. Так началась битва. [В каноне Дурьодхана никак не реагирует на поступок Юютсу и спокойно дает дойти Юдхиштхире до своей армии.]

Растерянному и напуганному таким поворотом Юдхиштхире Дурдаса сказал, что у него нет повода для беспокойства, пока он жив. Дурдаса доблестно сражался против воинов Кауравов, пока к Юдхиштхире не прорвался Бхима. Пораженный поступком Дурдасы Бхима тоже пообещал ему, что пока сам Бхима останется жив. Ни один волос не упадет с головы Дурдасы, ни люди, ни боги, ни демоны не посмеют причинить ему вреда.

Это было начала истории Дурдасы. Потом он проявляется в повествовании позже, когда Юдхиштхира просит остаться его на поле боя и защитить смертельно раненного Дурьодхану от нападения диких зверей ночью. Это была ночь катастрофы. Дурдаса был безразличным свидетелем того, как Дурьодхана назначил Ашваттхаму главнокомандующим. И он же (Дурдаса) первый заметил Ашваттхаму, несущего отрубленные головы Пандавов. Вскоре так же безразлично Дурдаса сообщил, что на самом деле это головы детей Драупади и был свидетелем его страшных мучений по этому поводу. Позднее Дурдаса, переживающий за бедствие, постигшее Пандавов, расскажет Кришне обо всём, что произошло, и о том, как Дурьодхана жестко упрекал Ашваттхаму за содеянное и как он умер, в глубокой скорби, держа на коленях головы детей Драупади.

Позже с победоносными Пандавами Дурдаса пришел в Хастинапур встретиться с Дхритараштрой и Гандхари. Убитую горем пару Видура убедил встретиться с победителями. После ритуальных почестей, оказанных Пандавами, Гандхари не могла контролировать себя и обвинила их в убийстве миллионов людей ради того, тобы завладеть царством. Потом она сказала, что никогда не видела мужа и детей и теперь хотела бы увидеть Пандавов, которые были бы хоть каким-то утешением для нее. Она хотела снять повязку с глаз. Подозрительный Кришна тихо спросил Сахадеву, каковы на самом деле ее намерения, и Сахадева сказал, что она хотела сжечь Пандавов взглядом.

«Так пусть не останется никаких врагов», - сказал Кришна Сахадеве. Кришна подошел к Дурдасе и попросил его снять повязку с глаз матери. Как только Дурдаса это сделал, огненный взгляд Гандхари мгновенно сжег его до тла. Видура и Кришна принялись отчитывать царицу за уничтожение своего единственного выжившего сына, находившегося под защитой Юдхиштхиры. И сказали, что если погибнет Юдхиштхира, то погибнет дхарма. Они попросили Гандхари снова надеть повязку на глаза, чему убитая горем царица повиновалась без единого слова.

Собственно сама история. А вот дальше чистой воды геноцид.
Таков был конец Дурдасы в Сарал-Махабхарате и мы не слышали о нем больше. Те, кто гарантировал ему долгую жизнь, пока живы они сами, сами были всё ещё живы. Вероятно, ни Юдхиштхира, ни Бхима не знали о том, что должно было произойти. Но они не высказали ни слова протеста после подлого и безжалостного предательства и обманутого доверия. Когда Дурдаса горел, Пандавы находились под защитой Кришны от испепеляющего взгляда Гандхари. Поведение Бхимы не заслуживает разбора, он без колебаний пил кровь своего кузена во исполнение клятвы и уж точно спокойно отказался от данного Дурдасе слова. Бхима – олицетворение энергии и силы, но он не разбирается в вопросах этики.
А что тогда Юдхиштхира. Дурдаса поверил ему и Юдхиштхира обещал ему свою защиту. Это был его священный долг, гарантировать безопасность Дурдасы. Когда произошел инцидент, наверное, Юдхиштхира был слишком потрясен, чтобы сразу реагировать, всё произошло слишком быстро. Но на самом деле ничего не освобождает его от молчания. Его молчание равноценно попустительству, участию в этом акте. Воплощение дхармы отказался от дхармы.
Ни одна слеза не должна быть пролита за Гандхари, так как она получила только то, что заслужила. Восемнадцать дней кровопролитья не заставили ее понять, что гнев и ненависть не дают решения, и месть – деструктивная штука. [Расскажите об этом Драупади].
Бедный Дурдаса. Несмотря на то, что он защитил Юдхиштхиру в тот момент, когда он был наиболее слаб и уязвим, несмотря на то, то не сказал и не сделал ничего, чтобы взвать хоть тень подозрения в своей нелояльности к Пандавам, он остался изгоем и чужаком. Его рождение в семье Дхритараштры определило его личность, а не его поступки. Таким образом, он оставался противником, как назвал его Кришна с беспощадной ясностью. Его мгновенное уничтожение было его единственно возможным благословением: у него не было времени оглядываться назад и рефлексировать . Таким образом, Кришна принес последнюю жертву на алтарь войны. Почему Кришна характеризует Дурдасу как последнего врага. Он знал что-то о будущем? Кришна никак не объяснил этот инцидент.

@темы: Пандавы, Махабхарата 2013, Махабхарата, Кришна, Кауравы

Комментарии
2016-06-11 в 23:28 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
эмммм, Гандхари безусловно жаль, безумно... дур[ного]дасу - увы, нет....с кем поведёшься - от того и *****шься

2016-06-11 в 23:34 

Винтовка Мосина
Pluto_, ну ни Юютсу. ни Дурдасу никто не считает прямо вот "правильными пацанами" по крайней мере канонически никто их не хвалит. Одни честный Юдхиштхира еще перед битвой, когда Юютсу отправился с ним к Пандавам говорит: вот отлично. ты и поможешь Дхритараштре организовать поминки.

да черт с ним, с предателем. и необъяснимая. но пипец праведная жестокость Кришны меня тоже не удивляет. равно и то, что в МБХ Кауравы - сами виноваты в своей судьбе (включая Гандхари), а Пандавы - жертвы обстоятельств.
но блииин! он родился Кауравом и потому он плох и подлежит уничтожению?!?!?!? 21 век. После слов про геноцид - это авторское (автора блога).

2016-06-11 в 23:37 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
Винтовка Мосина, у меня лишь одно желание всё чаще и и острее - свалить в другой фандом, слишком это всё ужасно, моё сознание это не приемлет. Это именно история геноцида, чтобы кто ни говорил.

2016-06-11 в 23:45 

Винтовка Мосина
Pluto_, а меня как раз занимают двойные стандарты и то. что люди не видят этого. ну как так.
при всей прилизанности критического издания убрать факты не удалось. история за века не затёрлась, некоторые вещи не спрячешь и ни под каким обоснуем.

2016-06-12 в 14:33 

Nadia Yar
Catilinarische Existenz
Но что мог бы сделать Юдхиштхира после того, как Дурдасу уже погиб? Мать непреднамеренно убила сына, что должен был делать царь праведности - казнить её или изгнать? Не думаю. А возлагать вину на Кришну, во-первых, бессмысленно, он неприкосновенен, а во-вторых, легально невозможно - в такой ситуации виноват всегда сам убийца, а не тот, кто обманом подставил ему другую жертву.

Здесь интереснее образ Дурьодханы. Он в Махе противоречив, по-моему. Человек, который устроил жульническую игру в кости и таскал за волосы Драупади (или попустил это), и человек, который "жестко упрекал Ашваттхаму за содеянное и умер в глубокой скорби, держа на коленях головы детей Драупади" - это два разных человека. Или один эпический персонаж, образ, которому недостаёт психологической цельности :) слепленный из нескольких разных трактовок.

Кришна, конечно, немного пиздецовый со своей политикой. И что интересно, наиболее пиздецов он не в оригинале Махабхараты, какой она до нас дошла, а в перепевах-трактовках собственных поклонников. С образом христианского Бога то же самое, кстати.

2016-06-13 в 21:59 

Винтовка Мосина
Nadia Yar, тут претензия у автора к Юдхи в том, что он во-первых, не сдержал клятву. во-вторых, хотя бы не спросил у Кришны, почему он так поступил. Раз Кришна мог защитить от взгляда Гандхари остальных присутствовавших, то и с Дурдасой мог бы вопрос как-то менее радикально решить. В общем по мнению автора у Сарала МБХ получилась с одной стороны более человечная, есть больше человеческих черт и поступков у персонажей, в том числе в виде раскаяния. Тот же Дурьодхана, который осудил Ашваттхаму и умер, обнимая головы племянников, или эпизод с рекой крови, где Дурьодхана оплакивает павших, та же Кунти, которая в каноне вообще после битвы про Карну высказалась лишь однажды, когда Юдхи сильно переезжался, в том смысле: кого ты оплакиваешь, он сам виноват (после чего Юдхи ее и всех женщин в ее лице логично проклял), у Сарала после войны по этому поводу очень мучается (у Сарала она идейный вдохновитель борьбы за трон и Юдхи пилит постоянно за излишнюю мягкотелость), хотя сами ее поступки до войны еще покруче будут, чем у Вьясы. С другой стороны Кришна еще менее человек, чем в каноне. еще больше необъяснимых и необъясненных поступков.
кстати, очень в духе Кришны. если кем-то и жертвовать. то никогда не собой, всегда подвернется нужный человечек. в общем. на амбразуру не кидался.

В каноне Дурьодхана цельный. Он не благословлял Ашваттхаму на убийство детей Пандавов, но и не осуждал, т.к. никак не мог высказать свое отношение к смерти не тех ввиду собственного неведения до смерти. ему сказали. что пандавы уничтожены и он, удовлетворенный испустил дух. а так он был царь и плоть от плоти своего мира: жил по закону, правил по закону и умер по закону. Все Кауравы - фаталисты. Об этом Карна всё время талдычит во время битвы, а потом и Дурьодхана, да и Дед и Дрона, и даже Крипа Ашваттхаме вещает в том же ключе. общий посыл такой: делай. что должно и будь, что будет (делай, чего от тебя требует долг/дхарма/закон, а вот над результатом ты не властен. усилия прилагай. но не рассчитывай, что усилия будут точно вознаграждены). такое впечатление, что Кришна Гиту в рупор читал для всех присутствовавших на Курукшетре. и мысль о том, что то, что творится - не война. а жертвоприношение не один Карна высказывает. Дурьодхана тоже под конец битвы в аналогичном ключе высказывается. и действовали перечисленные товарищи всегда в соответствии с кшатрийской/царской дхармой.

Кришну практически во всех версиях хочется взять за грудки и спросить: ты что творишь, аватара этакая?
и услышать ответ: ну. как смог... :cheek:

2016-06-13 в 22:23 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
Винтовка Мосина, Кришну практически во всех версиях хочется взять за грудки и спросить: ты что творишь, аватара этакая? а потом святой водой дустом его, дустом!...

2016-06-13 в 22:53 

Nadia Yar
Catilinarische Existenz
Винтовка Мосина, тут претензия у автора к Юдхи в том, что он во-первых, не сдержал клятву. во-вторых, хотя бы не спросил у Кришны, почему он так поступил.

Сдержать клятву он не мог физически, так получилось. Он же не знал, что Гандхари будет жечь взглядом (вот истинная причина повязки на её глазах, кстати - её взгляд был опасен). А спрашивать у Кришны, когда всё уже кончено... ну, можно, конечно, но ведь и так всё ясно: бог не любит, когда его пытаются обмануть, и карает за это.

2016-06-13 в 23:44 

Винтовка Мосина
Nadia Yar, Сдержать клятву он не мог физически как записной карнафан и адхармик скажу, что кажущаяся физическая невозможность сдержать клятву не всех останавливала :shuffle: вариант вызвать огонь на себя всегда в наличии.

бог не любит, когда его пытаются обмануть, и карает за это. при этом сам не гнушается обмана и учит этому своих преданных. ну да ладно. не о Кришне речь.

мне у автора очень нравится его взгляд на Юдхи, который он вывел из Сарал-МБХ: дхарма - выше бога (аватара). Он единственный персонаж, который был взят живым на небо. что даже Кришне было не под силу (как человек, он много всего интересного натворил, что вполне себе осознавал и потому проклятье Гандхари в каноне воспринял спокойно и равнодушно). и Юдхи такой рыцарь дхармы, очень одинокий, его там все: и братья, и Кунти, и Драу, и Кришна упрекают в мягкости, излишнем сострадании. и обманывают как младенца (тот же Кришна. который был отправлен как посол к Кауравам. исполнял свою аватарную задумку сделать войну неизбежной. а не просьбу Юдхи любой ценой сохранить мир). Если отбросить всю политику и принять на веру, что Юдхи абсолютно искренен в каждом действии, то он получается святой. только одно маленькое но. святой не может жить в миру, и уж тем более быть царем. праведник - да. святой - нет. очень противоречивый именно по оценке его поступков персонаж. т.к. есть совершенно противоположный взгляд (у тех же расовых индусов), что он просто расчетливый политик, лицемер и шоумен.

2016-06-14 в 00:02 

Nadia Yar
Catilinarische Existenz
Винтовка Мосина, как записной карнафан и адхармик скажу, что кажущаяся физическая невозможность сдержать клятву не всех останавливала вариант вызвать огонь на себя всегда в наличии.

По вашему пересказу получается, что здесь даже этого варианта не было: "Кришна подошел к Дурдасе и попросил его снять повязку с глаз матери. Как только Дурдаса это сделал, огненный взгляд Гандхари мгновенно сжег его до тла." То есть, сожжение было со скоростью света (взгляда), никто ничего не успел бы сделать.

Кришна да, персонаж двойственный и уникальный: бог-трикстер вроде Локи, отнюдь не безвредный, который одновременно аватара Творца. Принято считать, что изначально это были разные образы, но, ИМХО, необязательно, легендарный Кришна вполне мог считаться аватарой Вишну с самого начала. Бог как величайший хитрец - не только индийское, но ещё и исламское, например. Это тонкий восточный момент. :)

Если отбросить всю политику и принять на веру, что Юдхи абсолютно искренен в каждом действии, то он получается святой. только одно маленькое но. святой не может жить в миру, и уж тем более быть царем. праведник - да. святой - нет.

Смотря что вкладывать в слово "святой". В христианстве есть ряд святых правителей, например. Надо сказать, что праведники в политике обычно долго не живут, история знает тому немало примеров. У святого царя шансы дожить до преклонного возраста выше, чем у праведного, потому что святому покровительствует божество, а праведник часто один на один, так сказать, со стаей шакалов.

2016-06-15 в 09:32 

Винтовка Мосина
Nadia Yar, про Юдхиштхиру, в вопросах морали зачитывается даже попытка, а не только результат. Автор блога видит в Юдхи этакое мерило этики и потому такие моменты вызывают его недоумение.

Про Кришну. Бог, конечно, тот еще шутник, и устройство мира штука забавая и остроумная, но тут петросян какой-то, от его шуток почему-то никому не смешно. Слово "хитрость" применительно к богу, активно участвующему в людских разборках, как-то противно звучит. Нокаутировал МС по боксу субтильного пятиклассника, красавец, чо. Лукавство не есть мудрость, а применительно к богу... Между непостижимостью и парадоксальностью бога и хитростью трикстера-фокусника пропасть, в отношении Кришны как персонажа я ее перерыгнуть не могу, да и не хочу.

2016-06-15 в 18:46 

Nadia Yar
Catilinarische Existenz
Винтовка Мосина, так в данном случае и пытаться было бы поздно. Потом, Сарал - это же апокриф? То есть, фанфик, и интерпретация персонажей в нём отличается от канонической, если в случае Махабхараты вообще можно говорить о каноне. Какое уж тут мерило этики.

Кришна не смешной шутник, он именно хитрец и трикстер вроде Локи. У того тоже никто не смеялся, кроме него самого. Это вообще характерно для трикстеров - они только в фэндомах популярны, в реале таких людей следует обходить десятой дорогой.

Мне, кстати, эта история с сожжением Дурдасы взглядом Гандхари чем-то напомнила убийство Бальдра слепым Хёдом по наущению Локи: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%... Явная параллель, только у индусов трикстер попал в положительные герои.

Слово "хитрость" применительно к богу, активно участвующему в людских разборках, как-то противно звучит. Нокаутировал МС по боксу субтильного пятиклассника, красавец, чо.

Там ведь есть ещё и другие боги, а также всякие асуры и ракшасы. И их дети, человеческие полукровки. Если считать Кришну аватарой Творца Вселенной, то силы, конечно, в любом случае не равны. Но ведь как действует Кришна? Нельзя сказать, что он прямо-таки заставляет кого-то сигануть в яму вниз головой. Когда он предложил Пандавам и Кауравам поделить его самого и его войско, никто не тянул Дурьодхану за язык выбирать войско, а не божество. Сами, всё сами.

2016-06-15 в 19:26 

Винтовка Мосина
Nadia Yar, Сарал, да. апокриф, причем довольно старый и практически в целом виде сохранившийся. Я вообще увлеклась темой этих древних фанфов. на самом деле, канон (если таковым считать критическое издание) - штука криво слепленная аж в 20 веке. и у большинства переводчиков с санскрита вопросы есть. самые основные: куда дели проклятье Урваши и дигвиджаю Карны. а апокрифичные вещицы интересные... Вот в индонезийском театре сюжеты мбх разыгрываются веками, но там откровенная санта-барбара и Кришна - персонаж, как и другие, ну фокусник местами. некоторое количество его подвигов приписывают Арджуне, начиная с убийства Кансы. а вот мне, карнафану, интересен был момент, что Шалья был тестем Карны, Дурьодханы и Баларамы (они все были женаты на его дочерях). так что когда Карна на мадров в своём эпичном ответе Шалье наезжал, и по моральному облику их женщин прошелся отдельно, с душой и знанием предмета, он-таки знал, что говорил на личном опыте. ...ндцать лет был на ведьме женат :witch: а у бхилов очень много мистики и жести. и мне там очень нравится Драупади, она не такая истеричка и зайка безответная как в каноне, а вполне себе знамя феминизма. и там очень явная борьба читается матриархального и патриархального укладов.

Кришна, всё-таки эмиссар. представляющий интересы высоких договаривающихся сторон. послали его с конкретной задачей (не дхармой заниматься, по-любому всё работает на дхарму, адхармы нет как класса) проредить народонеселение, ибо земле тяжко стало носить такое количество людей. А что он умелый лукавый манипулятор - то да. Кстати, кто сказал, что Дурьодхана не исполнял божью волю, когда выбирал войну и армию, если вся мясорубка была задумкой бога?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Махабхарата

главная