Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:59 

Разноцветная Махабхарата Питера Брука (1989 год)

Jasherk
Солдат замужем
Поскольку есть те, кто, глядя на теги, наверно, задаются вопросом, что же это за Махабхарата Питера Брука, решил я перепостить сюда свои впечатления от сего несомненного шедевра.
С картинками и отступлениями. Терпите, камрады.

Итак, я посмотрел Махабхарату канадского режиссера Питера Брука. Скажу прямо, я уже видел большой кусок последней серии по каналу Культура в 2003 году. Мы тогда с мамой, уже будучи в теме, смотрели молча и с открытыми ртами. Так вот сейчас я смотрел эту постановку практически также. И что важное хочу отметить, в прошлом году я не стал смотреть старую версию «Проклятых королей» из-за режущей глаз бедности, практически нищеты этого фильма. Из-за принцев в дерюгах цвета тех тряпок, которыми мы в школе пол мыли, и они неизбежно желтели от добротной советской мастики. Из-за всей Англии, умещенной в каком-то тесном углу с единственным деревянным стулом. Из-за единственной лошади на всю первую серию, да и той в заставке. Я даже сам удивился, потому что когда-то, когда мы с мамой и бабушкой ходили смотреть постановку "Бориса Годунова", и мне она очень понравилась, моя бабушка только и повторяла: «Я не могу это комментировать. Я не могу воспринимать царский двор в однотонных коричневых рясах, а Гришку в стеганной черной телогрейке. Я просто ни о чем думать не могу, кроме как о том, что у театра, видимо, совсем нет денег на костюмы». Я тогда очень удивился ее словам, потому что мне так отлично прокатило. Я даже люблю иногда смелую оригинальность в обращении с историческими костюмами (как в «Царстве отца и сына» театра им.Моссовета). А вот в «Проклятых королях» не смог вынести этой бедности, отсутствия костюмов и декораций. Так к чему я все это рассказываю? После роскоши Махабхараты 2013 смотреть по сторонам больно и грустно. И я ждал, что откровенно очень скромная по затратам на костюмы и все прочее Махабхарата Питера Брука тоже вызовет во мне, по меньшей мере, сильную боль. Но вот нет. Она сыграна так качественно, что я легко простил режиссеру сдержанность костюмов и обстановки, общее ощущение печальной Индии времен британской оккупации, босых мужчин в конусовидных юбках и легинсах и босых женщин в невнятных темных покрывалах.
Для меня, как и для многих, наверно, главная «фишка» Махабхараты Питера Брука – ее интернациональность. Она шокирует, но в то же время лично мне, во всяком случае, доставляет неизъяснимое удовольствие. Бхишма и Парашурама – негры. Панду – китаец, обе его жены – негритянки. Все пандавы белые, кроме Бхимы, который не только черный, но еще и зверообразный. Карна – тоже черный, но светлее и несказанно приятнее (и с дредами, уиии :inlove: ). Дхритараштра – белый (печальный слепой интеллигент), его жена Гандхари – китаянка с железными нервами и последним словом в семье. Это она не дает убить Дурьодхану после рождения. Дурьодхана и Духшасана – белые дворяне. Шакуни – белый умница. Драупади, пожалуй, единственная похожа на индианку. И у нее самая длинная и богатая тряпка в этой постановке Дхриштадьюмна – маджахед и исламский террорист. Дрона – китаец. Ашваттхама – кавказец, на мой взгляд. Кришна – исключительно противный белый, и где нашли-то такого? Хидимби и Гхатоткача – негры. Абхиманью – Леонардо ди Каприо очень хорошенький белый мальчик, женатый опять же на китаяночке. Шалья немного азиат, традиционно лысоват в верхней части головы, сам предлагает Карне свои услуги возничьего, не говорит гадостей и ведет себя, как настоящий союзник, а не как то гавно, каким он выглядел в оригинальном тексте.
Шок от этой многонациональности происходящего настолько велик, что от него нелегко оправиться. А когда начинаешь все же немного отходить и привыкать, замечаешь, как отлично играют актеры. Даже всевозможные допущения режиссера и свободные скачки событий по времени как то не напрягают.
А потому, что играют с душой, очень качественно и с такой самоотдачей, что забываешь про бедность костюмов и декораций, отсутствие спецэффектов и зачастую нелепые боевки. И в конце концов, это ведь даже не фильм – это телеспектакль. А для такого жанра, я считаю, снято очень даже круто.
Даже четыре лошади у них было, и даже две из них были белые, те, что у Арджуны естественно.
Кому интересно, под кат убираю небольшую справку о том, как Питер Брук ставил свою Махабхарату. Скажу одно, я рад, что ее можно найти и посмотреть в сети, потому что она однозначно этого заслуживает.
В 1970 году в результате отбора среди актеров разных стран Питер Брук создал труппу из тридцати человек. В поисках средств обновления театра режиссер обращается к формам народного зрелища, возрождает традиции старинного театра, как европейского, так и восточного.
«Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах, — писал Питер Брук. — Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа... Театр — как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ».
Актеры жили в Индии, Пакистане, Гималаях в глухих деревнях, вдали от цивилизации. Они читали древние тексты, занимались йогой и медитацией, чтобы достичь просветления. В каждом из них произошли внутренние перемены. А когда они созрели для своих ролей, созрел и сам спектакль.
Подготовка к экранизации заняла более 10 лет. В 1985 году состоялась премьера инсценировки древнеиндийского эпоса «Махабхарата», грандиозное мифопоэтическое представление о судьбах человечества.

А теперь, наконец-то, мои мысли.
Я не буду говорить о сюжете, он неизменен. Отмечу то, что отличалось в данной постановке.
1. Кунти – суровая и строгая женщина. Она Мадри в ежовых руковицах держала по моим ощущениям, да и с сыновьями не сюсюкала. Даже с Карной она говорит так жестко, что его почти жалко. Она его подавляет и навязывает свою волю, хотя Карна там такой, что и Бхишме и Дроне режет правду в глаза с превеликим удовольствием и ничего не боится при этом.
Кунти и Гандхари не только не подруги. У них очень натянутые отношения. Гандхари признает, что не смогла простить Кунти, что та родила первого ребенка в династии. Ну причины неприязни Кунти понятны и так.
Решение о браке Драупади со всеми пятью ее сыновьями она принимает легко и без особых переживаний, фактически ставя всех перед фактом. Особо порадовало, как когда встает вопрос о самом чувстве любви, все пятеро радостно говорят: «Да, я ее люблю», «И я», «И я тоже». Вот и молодцы, решает Кунти, и в следующем кадре они с Драупади уже стелют циновку, на которой будут спать все всемером: мама - в головах братьев, жена – в ногах.

2. Отлично показана игра в кости. Мне понравилось куда больше, чем бесконечная боль в Махабхарате 2013. Юдхиштхира делает ставки сам, никем не побуждаемый и без подсказок. Он играет азартно и упоенно, и как болельщики, так и кауравы с Карной буквально усидеть на местах не могут. Ставки делаются посредством ракушек для их наглядности, и это тоже очень круто. Потому что видно, как щедро и эпохально Юдхиштхира просерает свое царство. а в этом кадре Карна говорит Драупади в лицо о ней то, что все давно думают про себя

3. Изгнание в лесу реально противное. Без домашних жрецов и прелестей пикника, а совсем в грязи и нищете.

4. Сама битва немного не вытянута, но у меня здесь завышенные требования, пожалуй. Да и придираюсь я, по большому счету, в основном из-за Карны. Пока что только в Махабхарате Питера Брука мне показали, что Карна реально хотел бы использовать в последний момент боевые мантры против Арджуны, но забыл их. Как по мне, так от основном текста у меня было ощущение, что он не текст забыл, он о самой возможности использовать такое оружие даже не забыл, а не подумал в тот момент. Слишком быстро все произошло: застряло колесо, Карна спрыгнул его вытащить, Кришна сказал Арджуне стрелять в него, Арджуна почти не колебаясь сразу выстрелил. Пуля просвистела и ага… Не до небесного оружия было в тот момент. Но вот у Питера Брука для большей драматичности момента, Карне все кричат про оружие Парашурамы. Дурьодхана можно сказать рядом с ним в грязь кидается и умоляет Карну использовать свои знания для самозащиты. Шалья сверху с колесницы склоняется и дает те же советы, параллельно кроя уже Арджуну за нарушение правил боя. А у Карны, очень похоже что случился инсульт. На него накатил какой-то общий пофигизм и слабость. Он сидит у колеса, смотрит в небо и ждет, что его убьют, с вялым интересом пытаясь припомнить заклинанье и удивляясь, почему ему это никак не удается.
Жаль, слили сцену.
Так что конец вытянут только появлением мокрого Дурьодханы из озера и его достойными словами, рассказом окровавленного мстителя Ашваттхамы, и финальными сценами испытаний Юдхиштхиры собакой, раем и адом.
Я посмотрел с удовольствием и всем истинным поклонникам эпоса очень рекомендую.

А теперь отдельно обмусолю любимую тему: Здесь их дружба все также прекрасна. С каким живым интересом Дурьодхана смотрит на Карну при его первом появлении и с какой радостью встречают его пандавы и Кунти
Карна показывает высокий класс мастерства Братья кауравы в восторге
Дурьодхана очень хочет дружить
Карна бросает вызов Арджуне
Дрона огорчен, что Арджуна больше у нас не Нумеро Уно и говорит Карне, что нужно иметь достойное происхождение, чтобы бросить вызов царевичу, а если нет, то извините, мы вас не задерживаем, каждый сверчок знай свой шесток.
Дурьодхана буквально бегом бросается вдогонку уходящему Карне и дарит ему царство.
Карна потрясен и клянется в вечной преданности. И вечной дружбе.
Бхима смеется над ними и говорит, что сыну возничего надо дать не царство, а совок, чтобы он конский навоз мог убрать.
Дурьодхана бьет Бхиму за его плоский юмор в рожу, т.к. обиды Карны теперь воспринимает как личные.
К слову, Дурьодхана очень к месту упоминает, что рождение дело темное, а вот в Карне он с первого взгляда увидел великого воина, и знает, что не ошибается. Карна благодарен. За его спиной – заходящее солнце.
А потом у них дружба замечательно цветет и колоситься, как и положено. Это Карне Дурьодхана жалуется на свои унижения во дворце Индрапрастхи. Это ему Карна рассказывает, что по ночам ему холодно, он будто теряет силы, после чего стоящий позади него Дурьодхана наклоняется над сидящим Карной и прижимается лбом к его макушке. Такой вот просто минутный жест поддержки.
Это Карной Дурьодхана упрекает Бхишму и Дрону за их мягкость в битве с пандавами и личные их симпатии к последним. Просто большая история одной дружбы, прошедшей через всю жизнь. Умирая Дурьодхана тоже среди прочего вспоминает и Карну, говоря: «Я правил честно, я смеялся и пел, я любил своих друзей и жен, я защищал подданных. Я познал все человеческие радости. Кто более счастлив, чем я?»
А еще мне понравилось, что Карна в этой версии вообще не парится никакой драхмой и прочей подобной софистикой. Он предан друзьям и ненавидит врагов. И к умирающему Бхишме он тоже приходит, как и в оригинале проститься с великим воином и в конце простить все обиды и попросить у него прощения.
Ладно, чтобы закрыть тему, скажу только, что Карна в Махабхарате Питера Брука мне понравился. И еще, похоже, именно его внешность вдохновила художников на образ Карны из «Арджун. Принц-воин»

@темы: Бхишма, Драупади, Дхритараштра, Карна, Кауравы, Кришна, Махабхарата Питера Брука, Пандавы, Панду, Хастинапур

Комментарии
2016-02-19 в 17:16 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
А самый мой глубочайший респект и нижайший поклон создателям сего шедевра за крик поверженного Дурьйодханы: "Кришна! ты - порождение дьявола!!!" и здесь я даже не задаюсь вопросом - где Древняя Индия и где дьявол, потому что это настолько втемно и здорово сказано про него, крючконосого!:hlop::hlop::hlop: на что кривая носопырка только сумела шмыгнуть, что мол, это не так и быстро-быстро ретировалась))):nunu:

2016-02-19 в 17:46 

Jasherk
Солдат замужем
Pluto_, "Кришна! ты - порождение дьявола!!!"
О, а я забыл этот момент.
Вот все говорит мне, что надо пересмотреть.

2016-02-19 в 17:52 

Pluto_
Тьма последний луч Солнца глотает. Лже-грибы в темноте прорастают...
Jasherk, я вот 2 января этого года смотрела. Сперва, канеш, накидалась в хлам, так шо мне даже Ганеша в маске потыренной с детского утренника зашёл как родной, а потом, увы, бухло закончилось где-то в районе 3 серии, и к шестой началось как обычно, Кришна мля, шо же ты ТВАРЬишь???

2016-02-19 в 17:57 

Шакал Табаки
Всё будет колбаса! (с) ][Собака-злоебяка] Известный консервант [Another Brick In the Wall]
Вот прямо-таки неуловимо напоминает JCSS 73го года)
Интересно оно всё визуально

2016-02-19 в 18:13 

Jasherk
Солдат замужем
Pluto_, а я вот никого не могу завербовать со мной посмотреть.

Шакал Табаки, Вот прямо-таки неуловимо напоминает JCSS 73го года)
Интересно оно всё визуально

Честно говоря, у меня не было таких ассоциаций. Но тут, может быть, еще в том причина, что мне классический SuperStar 73 не понравился. И даже многократные пересмотры не помогли изменить ситуацию, чем дольше смотрел, тем меньше нравилось. Не то, не мое.

А вот у Питера Брука зашло, будто так и надо.

Так что даже сравнивать не возьмусь

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Махабхарата

главная