Сообщество посвящено древнеиндийскому эпосу Махабхарата, сериалу Махабхарата 2013, постановке Питера Брука, роману Олди "Черный Баламут" и всему, что как-то связано с Махабхаратой и индийской мифологией. Сообщество не имеет никакого отношения к религии. В сообществе можно высказывать любое мнение о героях Махабхараты, независимо от официальной позиции первоисточника. Осторожно, в сообществе много проКауравовски настроенных людей.
А вот еще оттуда же vk.com/club204991363?w=wall-204991363_22%2Fall По сравнению с известной нам Космической Махабхаратой, конечно, наивно до умиления. Но в копилочку - почему бы и нет?
Словом, друзья, рекомендую эту группу. Там и картинок интересных много, и явно люди увлеченные не меньше нашего.
Оказывается, на интересную, хоть и крошечную группу вконтакте я набрела. Кроме пьесы о Карне, на данный момент там выложено произведение того же Бхасы о завершении жизни Дурьодханы vk.com/club204991363?w=wall-204991363_15%2Fall Кратко, но очень трагично.
И напоследок - наткнулась неожиданно на такую любопытную заметку edgar-leitan.livejournal.com/297224.html Кто-нибудь знает, довел ли БГ дело до конца? Ну очень интересно было бы посмотреть.
«Мне вспоминается прекрасная история, происшедшая с туркменским энтузиастом Б. Смирновым. Началась она в Киеве 1917 года. Дело было на вокзале: расписания движения поездов практически не существовало, толпы народа бурлили на перронах и штурмовали составы, идущие в любых направлениях. Наш герой тоже попытался попасть в них, но ему даже близко подойти не удалось. Осталось достать подобранную на перроне книжечку, занять одно из немногих спокойных мест на вокзале – им оказалось пространство под багажным столом – и ждать. Сидеть пришлось три дня, а книжка, потерянная кем-то, оказалась санскритско-русским словарем. читать дальшеПоскольку делать было нечего, молодой врач погрузился в чтение столбцов слов и выражений на певучем и исключительно богатом языке Древней Индии. Время текло незаметно, и с вокзала уехал уже всамделишный полиглот. А через несколько лет ему в руки попала сокровищница индийской культуры – «Махабхарата», книга, очаровавшая до этого Толстого и Гегеля, Вернадского и Эйнштейна, правда читавших ее в переводах, а ведь в отличие от них русский врач понимал подлинный текст!
Решение сделать хороший перевод древнего эпоса было ответственным. Во-первых, потому, что речь шла о главном для большинства индусов памятнике. Во-вторых, потому, что нагрузок с него никто не снимал: шел прием больных, операционные дни, надо было готовить пособия по нейрохирургии. Оставались вечера и ночи – не так много, но через 20 лет работа все-таки была окончена, и перевод первого тома «Махабхараты» увидел свет в Ашхабаде.
Чего только не произошло за эти годы! Вспомнить хотя бы страшное землетрясение в 1948-м. Дом Бориса Леонидовича рухнул, его завалило обломками – только дверь, упавшая сверху, спасла врачу жизнь. Но первое, что сделал извлеченный из-под руин энтузиаст, – вернулся обратно и с риском для жизни вытащил почти готовый перевод. Само публикование его заняло доброе десятилетие, последние строки писались Смирновым уже незадолго до смерти. Эта работа была высоко оценена специалистами и безусловно стала крупным явлением отечественной культуры. Не случайно Дж. Неру назвал ее памятником дружбы на границе Индии и России.
Вчитываясь в переведенные со знанием дела строки, мы теперь можем понять какие-то более глубокие черты духовной жизни индийского народа, по-новому оценить и содержание, вкладываемое страной в новые понятия, – скажем, политики неприсоединения, с последовательностью проводимой Индией.»
Взято из сообщества Вконтакте "Дневник: изучаю санскрит с нуля". Там же в комментах кто-то уточнил, что на самом деле Смирнов подобрал вовсе не словарь, а Кнауэра. В любом случае - спасибо тому неизвестному, кто эту книжечку на вокзале обронил ))) Внес-таки свой вклад в историю литературы.
Такой вот современный лубок. В группе, откуда я его извлекла, что-то говорилось насчет "основано на древнем ритуале". Сейчас много разного народу, утверждающего, что индусы заимствовали свою культуру и обрядность у предков славян; не знаю, я этой версии не сторонник. Но невольно мелькнула аналогия с погребальными обрядами в сериалах Тэвари - когда вокруг костра проносят кувшин, а потом разбивают... Не помню уже, где разбирался вопрос о том, что на самом деле такого не было, а видим мы перед собой изобретение съемочной группы - но даже если и так, обряд красивый и убедительный, трогающий за душу. Тем более какие-то подобные обычаи все-таки имели место. Так, скажем, в примечаниях к книге - Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) - есть цитата из некой «Хираньякеши-питримедхасутры» -
"Вырезав куски земли с южной стороны, на них ставят горшок. Будучи в одной одежде, связывают в пучок волосы с правой стороны. Левую руку опустив, бьют (себя) по правой руке, тряся пальцами. Трижды справа налево [281] обходят вокруг (повторяя): «Пусть воды смоют наш грех». (Затем), связав в пучок (волосы) на левой стороне, опустив правую руку, бьют (себя) по левой руке, снова обходя вокруг трижды (повторяя): «Пусть воды смоют наш грех». Ложкой трижды помешивает в горшке, (стоящем) на комьях земли.
(III). «Каждый раз, когда обходит вокруг, помешивает (в нем)» — так говорят некоторые. Когда берет его, произносит: «Эти надежды — Пушан». Четверть пути пройдя, кладет (его) и, сделав (все), как прежде, обращается к нему: «Долгая жизнь, вседолгая жизнь». (Еще четверть пути пройдя, кладет (его) и, сделав (все), как прежде, разбивает горшок, (произнося) третий (стих). Молча разбивает черепки, чтобы в них не осталось воды. Взяв (покойного), произносит четвертый (стих), доходит до места сожжения и кладет."
В одной группе, вроде прямо с нашей темой не связанной (vk.com/ref_lab), неожиданно взгляд остановился на знакомых лицах. Вперемежку, правда, с незнакомыми ))) И да, опять же по настоянию Diverseyes решила поместить сюда картинки (кликабельные), отчасти с мыслью о том, что, может, кто подскажет, откуда взялись эти незнакомые ))) Из каких фильмов. Образы колоритные; и вот под какими хэштегами они в группе приводятся
#одежда@ref_lab #человек@ref_lab #деталь #Референсы #Рефы #CG #Reference #дизайн образ национальный исторический вышивка платье парадный #нарядный костюм #Индия миф Махабхарата сериал золото корона принц красавчик яркий #национальный_костюм@ref_lab
Нашла в сообществе Indian Panorama vk.com/indian.panorama Поразительные работы, похоже, того же направления, что недавно размещала zdrava. Интересно, кто еще в Индии работает в этой стилистике? Картинки кликабельны. Опять же простите. если кто уже видел.
Друзья, я здесь новичок, но тоже хочется поделиться чем-то любопытным. Если кто уже в курсе, прошу извинить.
Это кришнаитская книга (сейчас издана уже и вторая часть). Важное место здесь занимают откровения о предыстории событий – какие именно боги-асуры-гандхарвы и прочая воплотились в каждом конкретном герое. И какие офигенно нравственные и воспитательно ценные истории с этим связаны. Например, история воплощения Драупади, которую и хотелось бы здесь передать. Итак:
«Однажды богини Ума, Шачи, Шьямала и Уша, каждая со своим мужем, чрезмерно увлеклись развлечениями, имевшими окраску интимности, и к тому же всё это случилось прямо на глазах у многомудрого Брахмы. Сие легкое времяпрепровождение, нарушавшее священный уклад общества небожителей, серьезно расстроило Брахму, и он решил проклясть богинь своим суровым приговором: «За подобную распущенность вы падете в мир земной и обретёте в нем рождение. И сверх того, некий посторонний муж сумеет коснуться ваших тел».
Примечание: Вадираджа Тиртха отмечает, что под прикосновением постороннего мужа в словах проклятия Господа Брахмы, обращенным к богиням, подразумевалось просто «прикосновение», но никак не интимная близость.
Тогда огорченные богини стали размышлять о том, как им исправить ситуацию. Они направились к высокочтимой Бхарати //супруге Ваю// и стали всячески угождать ей разнообразным служением, продолжавшимся в течение тысячи лет (по земному исчислению). После чего они испросили Бхарати:
«О пресветлая богиня! Мы прокляты Брахмой на земное рождение и, более того, обречены на соприкосновение с неким чужим мужчиной. Позволь же, чтобы нас, вошедших в тело земной женщины, из посторонних мог коснуться только твой муж – Ваю.
Мы будем с тобой полностью откровенны. Когда-то, во время невинной шалости, мы случайно попрали законы учтивости, и в результате на нас пало второе проклятие Брахмы».
Примечание: Игра богинь, о которой здесь говорится, состояла в следующем. Шачи, Шьямала и Уша втроем вошли в тело Умы и решили испытать, узнает ли Брахма об их незримом присутствии. В такой щекотливой ситуации Брахма дважды промолчал при встрече с Умой. И богини, вообразив, что даже Брахма не ведает об их хитростях, решили пошутить над ним в третий раз. Тогда Брахма не вытерпел и проклял всех четверых, провозгласив: «Трое хитрят и скрываются внутри одной, получите же три рождения на Земле, вчетвером в одном теле!»
«О благая Бхарати! Мы просим тебя соединиться с нами в одном теле на четыре земных рождения, дабы тем самым освободиться от обоих проклятий. Если мы сольемся с тобой воедино на протяжении четырех жизней, никто посторонний, помимо твоего мужа Ваю, не сможет коснуться нас. Ведь таково извечное правило, установленное Самим Господом Хари, что никто, кроме законного супруга, благонравного Марути (Ваю), не способен приблизиться к Тебе, о добродетельная, из рождения в рождение!»
//Из примечания следует: Ваю как «хранитель праны» всех живых существ и так находится внутри каждого. А значит, в его прикосновении нет греха.
читать дальшеПять богинь воплотились в теле Випраканьи, дочери брахмана-отшельника. Своей аскезой они (она?) удовлетворили Шиву, и он благословил их,// «…чтобы они стали неразлучны со своими мужьями не только по возвращении на небеса, но и в одном из своих грядущих земных воплощений (при рождении в теле Драупади).
Затем посредством мистической йоги все пять богинь единовременно покинули тело дочери брахмана и вскоре воплотились в теле девушки по имени «Индрасена» //…//
В то самое время на земле жил мудрец-подвижник по имени «Мудгала». Как-то раз Мудгала услышал старинную историю о том, как на заре творения Брахма воспылал страстью в отношении собственной дочери.
Мудгала, очевидно, очень гордился собственной непорочностью, и потому он принялся высмеивать рожденного на лотосе Прародителя. Тогда задетый ехидными насмешками Мудгалы Брахма изрёк с вершины небес: «О надменный! Ты вступишь в половую связь одновременно с пятью богинями, главная из которых - Бхарати. Познай же всю разрушительность подобного порока!»
Услышав проклятие Брахмы, Мудгала попытался замолить собственную вину, старательно творя подвижничество во славу оскорбленного им полубога-создателя. В конце концов, Брахма сменил гнев на милость и устроил все таким образом, что кажущееся проклятие обратилось для Мудгалы в особое благословение.
Брахма сказал: «Хорошо! На тебя не падет грех, ибо в уготованных судьбой отношениях с божественной женщиной ты будешь жить не осознанно, но как бы в постоянном глубоком забытьи, и лишь бог Марути, проявляясь в твоем теле, будет черпать наслаждение от общения с ней».
Вскоре после случившегося Ваю, властитель миров, вселился в Мудгалу. Пользуясь телом брахмана как инструментом, Ваю взял в жены Индрасену и начал жить с ней полноценной семейной жизнью. Его услады с собственной супругой продолжались долгие-долгие годы, но в конце концов Ваю вернул Мудгалу обратно в рамки его телесного осознавания, а сам вознесся в мир небожителей.
Так, Мудгала словно очнулся после долгого сна. Он немедленно покинул небесную женщину, считавшуюся его супругой, и направился в дальние края, дабы полностью посвятить себя духовному подвижничеству.
Оставшись без мужа, Индрасена также начала творить великие аскетические подвиги».
//Шива, явившийся вознаградить ее за аскезу, услышал мольбу богинь о восстановлении их личной связи с мужьями и, конечно же, благословил их. А также благословил и Вишну, всегда пребывающий внутри Шивы. Я здесь немного сокращаю кришнаитское богословие.//
В силу несения бремени проклятия, четверо богинь, исключая всеведущую Бхарати, ничего не знали о тайне готовящегося на Земле явления богов, т. е. их небесных мужей. Осознавая себя одной личностью, Индрасеной, они поняли из полученных от Вишну и Шивы благословений лишь то, что у неё будет в будущем целых пять мужей. Но это считалось явлением, совершенно неслыханным в свете уклада нравственности.
Богини, пребывающие в теле Индрасены, зарыдали, громко причитая: «Я же являюсь одной единственной личностью! И ведь это абсолютно немыслимый для женщины грех - обзавестись пятью мужьями одновременно!»
В тот момент туда прибыл великий Индра и, увидев плачущую красавицу, молвил ей: «Почему ты плачешь, и кто обидел тебя?»
Она сквозь слезы ответила, указывая на Господа Шиву, стоявшего подле неё в облике мальчика-брахмана. Индрасена сказала: «Я молитвенно воззвала к нему с прошением о благе, но он бездушно проклял меня словом, обрекшим на единовременное супружество с пятью разными мужчинами».
Индра не узнал в мальчике могучего бога Шиву, и потому он возмущенно воскликнул: «Пока я справедливо защищаю добродетель во всех трех мирах, как смеешь ты, злонравный, губить невинную женщину подобным проклятием?»
Услышав такие резкие слова, Шива молвил в ответ: «О гордец! Ведаешь ли, кого ты порицаешь? В наказанье за этот проступок пади в юдоль смертных - мир земной, и облачись в тело человечье! Ты сам станешь мужем этой девы, когда она в судьбоносный момент времени выберет тебя в качестве достойного кандидата. А теперь посмотри на иных падших небожителей, которые подобно тебе чувствительно оскорбили меня. Они томятся в заточении прямо под этой горой».
Индра отодвинул названную гору и увидел под ней богов, тех самых, что в былые эпохи исполняли обязанности небесных царей, «Индр», И посреди них находились: Ваю, Ямараджа и оба из Ашвинов. Все они тайно готовились принять воплощения в мире людей.
Так Индра покорно принял обрушившееся на его голову судьбоносное проклятие. Тогда он вознес молитвы всеблагому Господу Вишну и, по Его высочайшей милости, обрел для своего грядущего земного воплощения авешу Нары. Это было могущество, изошедшее от Нары - божественного брата Господа Нараяны риши (Нара и Нараяна риши - два мудреца-аскета, в которых воплотился Сам Господь).
Хотя Шива и заявил Индре, что все указанные им боги пали из-за проявления непочтения к нему, это не было правдой. В силу описанной причины Господь Брахма воспылал гневом и тут же проклял Шиву: «Ты и сам скоро родишься на Земле и, живя среди людей, потерпишь поражение от обманутого тобою бога Индры! Кроме того, ты наградил своим благословением на замужество богинь, томящихся внутри Индрасены. Знай же, что это сделано вопреки моему проклятию, наложенному ранее на них. За сей проступок, родившись на Земле, ты проживешь всю жизнь холостяком.
Ведь твоя жена Парвати также находится в числе пяти проклятых богинь. Как же ты посмел давать ей благословение на восстановление связи с ее мужем, т. е. с самим собой? Такое благословение явно содержит подоплеку личной выгоды, и потому оно не может сбыться! Парвати обретет воссоединение с тобой на небесах лишь после того, как завершится ее последнее совместное с Бхарати рождение.
Эта женщина, Индрасена, далее родится как Драупади, и все пять богинь будут жить внутри нее. Более того, Ваю и остальные полубоги (о грядущем земном рождении которых ты представил Индре ложное толкование) обретут супружеские отношения со своими женами, заключенными внутри Драупади.
Однако среди пяти богинь Парвати, однозначно, останется без мужа, она будет проявляться внутри тела Драупади лишь в обстоятельствах жизненного обихода, но никак не в моменты её близости с мужьями.
В вечных гимнах Вед заключено пророчество о том, как Ваю и другие небесные боги низойдут на Землю для исполнения особой божественной миссии. Такова истинная причина их земного пришествия, а непочтительность к тебе - это лишь внешний и второстепенный повод.
О Шива! Ты проживешь среди людей очень долгую жизнь!» - сказав так, Брахма исчез. И вскоре Шива воплотился на Земле в облике Ашваттхамы, сына Дроны.
Итак, легендарная принцесса Драупади одновременно воплотила в себе пять небесных женщин, и тому имеются ясные подтверждения, как в изначальных Ведах, так и в Пуранах и «Махабхарате». Такова сокровенная тайна ее рождения».
Вот так, оказывается, все начиналось. Возникает вопрос: откуда Мадхвачарья всё это знает? А очень просто! Держитесь крепче за стулья: в прошлом воплощении он сам был Бхимасеной! И соответственно – самим богом Ваю во плоти. А это, оказывается, гораздо круче, чем мы себе представляем. Вот что пишет по этому поводу переводчик:
«Изначально Бхима являлся воплощением Ваю или Мукхья-праны - управителя дыхания всех живых существ во вселенной. По своему духовному статусу он равен прародителю Брахме и, как прямой представитель Брахмы, он практически занимался исключительно тем, что вершил волю Господа на Земле. В своих сакральных комментариях (см. 9.103) Мадхвачарья объясняет, что одно из имен Ваю - «Бхарата», и, таким образом, вся «Махабхарата» служит не иначе, как для прославления героических деяний, совершенных им в облике Бхимы. На протяжении всего повествования автор приводит множество убедительных доводов в пользу данного суждения. Дыхание праны - это невидимая для глаз основа жизни, и подобным же образом, хотя великий воитель Бхима, несомненно, взял на себя основное бремя подвига, обеспечившего победу Пандавов, тем не менее, свободный от ложной гордости, он зачастую предпочитал оставаться в тени, предоставляя лавры от своих громких побед родным братьям, либо Юдхиштхире, либо Арджуне. Однако Шрила Мадхвачарья являет в настоящей книге все тайны повествуемых событий, и потому после её прочтения не остается никаких сомнений в том, что без поддержки Бхимы, вершителя нерушимой воли Господа Кришны, все иные славные герои фактически оставались бы беспомощными, подобно куклам, покинутым их мастером кукловодом. Более того, Шрила Мадхвачарья свершил на страницах данного трактата воистину неслыханное действо неоднократно указав в тексте, обязательно ссылаясь при этом на авторитетность вечных Вед, что и сам он является непосредственным третьим воплощением Ваю на Земле, пришедшим в мир уже после Ханумана и Бхимасены. Таким образом, на кого же еще, кроме него, могли быть возложены полномочия описания тайн его личных деяний, совершенных им в его прошлых воплощениях?»
Вот так вот. Ачарья определенно помер не от скромности. Проникая в качестве «дыхания жизни» в самую суть вещей, он точно знает, кто в ком воплотился и каким образом ... Если кому интересно, могу выложить что-нибудь еще из этих историй.